Александр КовтуненкоЧто отличает Беларусь от России?

 

Уважаемые читатели!

 

В конце января - начале февраля в России прошли два знаковых события, позволяющих представить недалекое будущее российской экономики. Первое из них - это Всероссийский форум промышленников и предпринимателей в Краснодаре, открывший Неделю российского бизнеса и заседание Совета безопасности, на котором рассматривались проблемы экологии России.

На первый взгляд не связанные между собой события объединены общей целью - повышением конкурентоспособности российской экономики.

Выступивший на форуме первый вице-премьер Д.Медведев обозначил ряд направлений работы для предпринимателей и государства в преодолении технологической отсталости страны.

Бизнесу поставлена задача активно приобретать предприятия за рубежом, что должно ускорить перевооружение российских предприятий, повысить технологическую культуру, диверсифицировать инвестиции и освоить новые рынки. Многое должно измениться в работе госаппарата. Прежде всего - это проведение «активной, агрессивной» политики поддержки экспорта. Бизнесу необходимо предложить не только финансовую, «но и продуманную административную поддержку».  Будут упрощены процедуры предоставления кредитов «государственными институтами развития», в том числе и иностранным потребителям, для закупки отечественной промышленной продукции. Широкое развитие получат маркетинговая и политическая поддержки экспортеров на внешних рынках. Должна повыситься эффективность бюджетных расходов на развитие критических технологий, включая финансирование фундаментальных и прикладных исследований, развитие институциональной среды, обеспечивающей трансферт технологий в производство.

В рамках Недели российского бизнеса, проходившей в Москве, состоялось заседание рабочей группы по налогам, которую возглавляет вице-премьер, министр финансов А.Кудрин. Обсуждалась реформа налоговой системы, результаты которой должны позволить предприятиям ускорить обновление основных фондов, диверсифицировать свою деятельность. По мнению членов группы, НДС изжил себя, требуют реформирования единый социальный налог и налог на прибыль.

В докладе президента РСПП А.Шохина среди ряда тем остро прозвучала проблема дефицита квалифицированных кадров. Для реализации 150 крупнейшими компаниями инвестиционных проектов на 425 млрд. долл. необходимо от 4 до 8,5 млн. работников. Предложены меры по организации обучения и переквалификации.

Совершенствованию технологического развития было подчинено и обсуждение на Совете безопасности экологических проблем. Открывая заседание, В.Путин выделил ряд проблем: опережение темпов роста токсичных отходов (15-16% в год) динамики ВВП, увеличение с 1999 по 2006 г. выбросов от предприятий на 10% и от автотранспорта - на 30%, а также то, что в некоторых регионах от 35 до 60% питьевой воды не удовлетворяет санитарным нормам.

Выводом стало требование к Правительству принятия федеральной целевой программы по химической и биологической безопасности на 2009-2013 гг., реализация которой должна обеспечить переход российской экономики к базированию на высокие экологические стандарты, обеспечивающие внедрение чистых и экономически эффективных технологий, к тому же ускоряющих рост производительности труда.

Что может противопоставить Беларусь этим шагам для сохранения российского рынка, а точнее для продолжения кооперации с российскими предприятиями?

Так сложилось, что белорусская экономика к началу 90-х гг. была ближе к высоким технологиям, чем российская. Но постепенно это преимущество утрачивается. Причина тому - сохранение прежней структуры хозяйства, социальная ориентация экономики в ущерб эффективности, увлечение объемными показателями. Сегодня перед Беларусью стоит задача выделить приоритетные направления как в науке, так и в производстве и сосредоточить на них финансовые ресурсы. Этот шаг диктует дефицит средств. В 2008 г. запланировано инвестировать 1,5 млрд. долл. Если предположить, что российские 150 проектов будут осуществляться даже в течение 8 лет, и Беларусь сохранит в этот период достигнутый объем инвестирования, то и в данном случае белорусские инвестиции на душу населения будут в 2,5 раза меньше российских. Увеличить собственные средства может помочь постепенное освобождение от скрытой безработицы. Нерентабельные предприятия надо смелее продавать за символическую плату, устанавливая инвесторам разумные для них критерии использования приобретенного имущества. Высвобождаемое трудоспособное население необходимо переподготавливать для строительства и сферы услуг, т.е. для тех отраслей, удельный вес которых должен ускоренно возрастать. В первую очередь - это услуги, добавленная стоимость которых сегодня выше, чем промышленных в 2 раза. Удельный же вес их в структуре экономики в 3 раза ниже, чем в развитых странах.

Сосредоточение на высоких технологиях даст возможность уменьшить и потребление энергетических ресурсов, уходящих сегодня на неэффективную переработку закупаемых сырья и материалов, что позволит улучшить экологию, нормализовать внешнеэкономическую деятельность.

Но все это возможно лишь при разумном сочетании предпринимательской инициативы с государственной поддержкой. Первая в Беларуси практически отсутствует. Для ее развития необходимо более ускоренно создавать рыночную среду с ее полной инфраструктурой.

Именно это принципиально отличает «белорусскую» модель хозяйствования от российской. В России при всех издержках разгосударствления, приведших к появлению олигархов, не ставших эффективными собственниками, идет процесс поиска менеджеров-собственников, способных вывести экономику на высококонкурентный уровень. В Беларуси же сохраняется прежний социалистический принцип управления с элементами НЭПа.

Но весь мировой опыт говорит о том, что только эффективные собственники, каковым государство не является, могут обеспечить экономическое развитие страны. Эффективная работа предприятий возможна только в рыночной среде. И остается надеяться, что в Беларуси ее создание будет ускоряться.

 

С уважением,

Александр Ковтуненко