Сергей БАЛЫКИН

Человечеству необходимо отойти от иждивенческого отношения к природе и не забывать, что удовлетворение сиюминутных экономических интересов может привести к экологической катастрофе уже в ближайшем будущем. Об этом в интервью журналу «Директор» заявил профессор кафедры государственного строительства Института высших управленческих кадров Академии Управления при Президенте Республики Беларусь Виктор ЕРМОЛЕНКОВ.

 

- Виктор Владимирович, сегодня много говорят о связи экономики и экологии, при этом очень часто используется термин «устойчивое развитие». Что же он означает?

- По наиболее распространенному определению, данному Комиссией ООН по окружающей среде и развитию, которую в ту пору (1987 г.) возглавляла Гро Харлем Брундтланд, «устойчивое развитие - это модель движения вперед, при которой достигается удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения без лишения такой возможности будущих поколений». В самом широком смысле эта стратегия ориентирована на достижение практически бескризисных, гармоничных отношений между обществом и природой, а также между людьми внутри общества. Предположительно, этого можно достичь, используя решения, которые уже наработаны человеческой культурой и внедрены в отдельных местах. Однако признать предстоящий переход к устойчивому развитию будет самым радикальным в истории по степени трансформации, глобальным по масштабам, революционным по временным характеристикам изменением, на которое человечество вынуждено решиться совершенно осознанно.

- Чем же отличаются взгляды сторонников устойчивого развития от традиционных?

- В ходе всей человеческой истории постепенно, а в последние 300-400 лет весьма интенсивно как религиозными деятелями, так и учеными формировалось представление о человеке, как о конечной цели всего мироздания, завершающем этапе эволюции живого. Основами традиционного восприятия смысла существования человека в мире стали следующие положения, которые воспринимаются практически как аксиомы:

    Раз мир существует для человека, то он должен контролировать мир и преобразовывать его в соответствии со своими целями.

   Качество окружающей среды и ее способность удовлетворять базовые потребности человека практически не изменяются со временем. Эти характеристики в ходе преобразовательной активности человека можно считать константной величиной.

    Рост экономики свидетельствует о прогрессивности общества. Чем выше уровень потребления, тем выше уровень процветания.

               В основе всей общественной жизни лежат конкурентные отношения. Социальные и экономические процессы в рамках как одной страны, так и на международном уровне практически являются аналогом дарвиновской борьбы за существование. Такой же характер имеют и все варианты взаимодействия человека и природы. Ее просто надо победить.

C таким подходом вся мыслительная активность представителей социума фактически сводится к рассмотрению системы «человечество» и оптимизации отношений внутри нее. Весь остальной мир - «не храм, а мастерская». Подобные установки могли сформироваться лишь в условиях, когда человечество располагало богатой ресурсной базой, однако теперь ситуация изменилась.

Экологическое мышление, напротив, основано на исходном положении, известном как закон развития природной системы за счет окружающей среды: «Любая живая система может развиваться только за счет материальных, энергетических и информационных возможностей окружающей среды». Основное отличие этого подхода состоит в том, что экологи рассматривают систему, как состоящую из двух блоков - человечества и окружающей среды. По определению, система - это совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, образующих единое целое. Следовательно, экологический взгляд связан с представлением о том, что человечество в ходе своего развития влияет на среду. Оно существует только за счет использования ресурсов среды и туда же направляет поток отходов жизнедеятельности. Но возможности окружающей среды как в предоставлении нам ресурсов, так и в переработке наших отходов не беспредельны.

- Какие же возможны сценарии развития экономики и какие альтернативы имеет человечество?

- Обратите внимание, что при всех различиях в лозунгах противоборствующих общественных систем, основная идея - человек в центре мироздания присуща всем традиционным учениям. Это и библейское «плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю и обладайте ею», и капиталистический призыв «обогащайтесь!», и социалистическое «все для блага человека, все для счастья человека». Но, как подтверждение правоты экологического мировоззрения, трансформацию претерпели и окружающая среда, и человечество. Вначале изменилось качество окружающей среды, а затем ответное воздействие стал чувствовать человек. Сегодня результат нашей собственной активности «для блага человека» мы определяем термином «глобальный экологический кризис». Под ним понимается резкое ухудшение жизненных условий людей из-за ухудшения состояния окружающей среды. По большому счету, все множество негативных эффектов планетарного масштаба, которые называются кризисами, имеет в основе своей отсутствие экологического взгляда на систему, поддерживающую жизнь на планете. Почему-то принято считать, что если растет экономика - растет качество жизни.

При этом человек в своей экономической деятельности привык делать допущения о ресурсной неограниченности и практически беспредельной способности окружающей среды поглощать загрязнения.

Но очень важно помнить, что любая живая система является открытой. Она обменивается веществом, энергией и информацией с окружающей средой. Имеются два варианта динамики открытой системы.

 

Вариант 1

Среда (надсистема) меняется. Система же стремится к сохранению состава и структуры, к росту. В этом случае со временем неизбежен конфликт со средой. На начальных этапах система просто подавляет ответные реакции окружающей среды. Их постепенное накопление ведет систему к неустойчивости, которая способна вызвать катастрофу. После этой стадии характер изменений непредсказуем.

 

Вариант 2

Система устроена так, что ее устойчивость основывается на взаимодействии с окружающей средой (надсистемой), когда система постоянно оценивает состояние среды и эволюционирует в соответствии с изменениями в надсистеме. Именно в этом варианте динамического взаимодействия понятия «устойчивость» и «развитие» можно объединить в одном словосочетании.

Чтобы человечество могло реализовать описанный выше сценарий взаимодействия с окружающей средой, необходимо осмыслить свое место в биосфере, понять принципы функционирования этой системы и спрогнозировать свое будущее в случае сохранения конфликтных отношений с ней.

- Так в чем, собственно, состоит ошибка человечества?

- Опора на ископаемое топливо, которое в настоящее время обеспечивает около 3/4 потребностей в энергии, создало у большинства людей иллюзию независимости человечества от природы. Усиление человеческого воздействия на биосферу и нарастающий вследствие этого глобальный экологический кризис по большинству прогнозов приведут к скорому краху человеческой цивилизации, возможно, с полным исчезновением вида человека разумного (Homo sapiens). Впрочем, эволюция биосферы впоследствии неизбежно опять приведет к появлению разума. Но в новых условиях, вероятно, это окажется не человек, а новый биологический вид, который при исчерпанности запасов нефти, газа и каменного угля вынужден будет выполнять свое биосферное предназначение в полной гармонии со всеми остальными частями живого.

Для предотвращения собственного исчезновения необходимо изменить принципы организации общества, этически переосмыслить пройденный цивилизацией путь и создать условия для бесконфликтного существования человека и биосферы. Необходимо реформирование всей нашей жизни с учетом законов экологии и приоритета «интересов биосферы».

- А что собой представляет «экологический императив», который многие называю краеугольным камнем экологического мышления?

- Экологический императив в устойчивом развитии (от лат. императивус - повелительный, не допускающий выбора) означает требование осознанного, абсолютного подчинения всех форм человеческой активности законам, по которым развивается природа, с запретом любых видов деятельности, угрожающих жизнеспособности экосистем, поддерживающих общество. Исходя из этого, социально-экономическая активность общества должна представлять собой совокупность действий, последовательно осуществляемых с целью достижения состояния устойчивого развития. В этой стадии постоянство объемов потребления товаров, услуг и благ природы демографически стабильным населением ограничено пределами, налагаемыми возможностями окружающей среды. Особенность современного этапа развития состоит в том, что обладающий безусловным приоритетом и связанный со смыслом всей жизни главный императив - выживание человечества - сегодня трактуется именно как экологический императив.

- Что необходимо сделать в нашей стране для перехода на принципы устойчивого развития?

- Любая биологическая и в том числе биосоциальная система может развиваться исключительно в результате использования материальных, энергетических и информационных возможностей, предоставляемых окружающей средой. Беларусь также является открытой, т.е. обменивающейся со средой веществом, энергией и информацией социоэкологоэкономической системой. Она эволюционирует в зависимости от управляющих воздействий биосферы и различного рода процессов, вызванных человеком. Экономика Беларуси - лишь элемент мировой экономики, являющейся одной из подсистем биосферы в ее современном виде. Превышение меры преобразования природных систем, наблюдающееся при традиционных формах экономического роста, лежит в основе практически всех главных кризисов современности.

Ухудшение природной составляющей важнейших жизненных благ, истощение природных ресурсов и связанные с ними нарушения физического и нравственного здоровья нации, многочисленные «социальные болезни» невозможно компенсировать ростом потребления товаров и услуг. В случае сохранения негативных тенденций, проявляющихся в деградации окружающей среды, экономике Беларуси может быть нанесен непоправимый урон, который способен отбросить жизненный уровень подавляющей части населения на уровень самых отсталых стран мира, вызвать десоциализацию и резкий рост смертности.

Начавшая действовать на людей измененная природа вызывает разнообразные ответные реакции, наиболее конструктивной из которых признана трансформация образа жизни и способа хозяйствования, ориентированная на требования экологического императива. Только при его соблюдении удовлетворение базовых потребностей людей будет возможно в течение неопределенно долгого времени.