Андрей ЖАЛЕВИЧ, Инвестиционно-консалтинговая компания, «Магазин готовых бизнес-решений», Международная группа консалтинговых компаний «Правовые и бухгалтерские консультации» (Pravovie.ru)

 

Какой бы ни была цель привлечения внешних инвестиций: вложение в развитие или расширение производства, строительство или реконструкция объекта, реализация нового инвестиционного проекта или продажа действующего предприятия - всегда первый шаг - это найти потенциального инвестора и убедить его в выгодности и надежности капиталовложений в ваш бизнес. Ну а для этого нужен хорошо продуманный детальный бизнес-план инвестиционного проекта, который будет «утолщаться» пропорционально сумме, необходимой для инвестирования. Однако в силу того, что любой бизнес-план несет в себе огромное количество строго конфиденциальных данных, знакомить с ним потенциальных инвесторов следует очень выборочно и осторожно. На этапе предварительного ознакомления с проектом присутствует огромная степень риска утечки и хищения ценной для предприятия информации. Даже обыкновенное копирование бизнес-идеи может стать критическим для проекта. Поэтому никто не станет массово рассылать бизнес-план или оставлять его в свободном доступе, например, в Интернете.

Следовательно, что бизнес-план не является тем инструментом, который наиболее оптимально подходит для знакомства заинтересованных лиц с инвестиционным проектом. Но ведь владельцу капитала на пальцах тоже не объяснишь, куда он может вложить свои средства. Ему также необходима предварительная, может быть, на первом этапе более сжатая и общая информация об объекте инвестиций, о соотношении выгодности и рисков проекта. И получается, что «капиталисту» нужно что-то подобное бизнес-плану, а «промышленник» из разумных соображений не может показывать бизнес-план всем подряд.

Так вот, наиболее подходящим в этом случае документальным инструментом, служащим информационным мостом между инвестором и инициатором проекта становится инвестиционный меморандум, который содержит информацию, достаточную для предварительного заочного знакомства с объектом и принятия инвестором принципиального решения, но не раскрывает все подробности и нюансы его реализации. Иногда инвестиционный меморандум не позволяет даже идентифицировать сам объект, например, в случае продажи предприятия, когда утечка информации может нанести очень серьезный и даже катастрофический ущерб дальнейшей деятельности компании. Этот документ уже может быть публично доступным на специализированных web-ресурсах, его можно спокойно включать в массовую адресную почтовую рассылку, распространять по линии деловых ассоциаций, торгово-промышленных палат, инвестиционных агентств. При этом, с одной стороны, минимизируется риск нежелательной утечки информации, а с другой, - это содействует быстрейшему нахождению инвестора, так как интенсифицируется информационно-презентационная работа по распространению сведений об инвестиционном проекте.

Так что же такое инвестиционный меморандум? Есть множество его определений, но почти все они сводятся к следующему:

Инвестиционный меморандум - это предложение потенциальному инвестору, содержащее всю необходимую информацию о проекте (резюме), где рассматриваются все основные аспекты деятельности компании и обосновывается целесообразность инвестиций.

По результатам рассмотрения и изучения инвестиционного меморандума инвестор принимает решение о дальнейшем сотрудничестве или прекращении контактов с компанией-инициатором проекта.

Инвестиционный меморандум может быть двух типов: общий сокращенный и развернутый, с полной выкладкой данных, необходимых для инвестора. Первый тип используется для информационно-поисковой работы в целях поиска инвестора. Такой документ не позволяет идентифицировать объект (название, местоположение, владельцев и т.д.) и не раскрывает все нюансы инвестирования. Второй тип инвестиционного меморандума - это документ, раскрывающий инвестору все, что может заинтересовать его в данном проекте с точки зрения инвестирования и рисков.

Может сложиться мнение, что инвестиционный меморандум представляет собой сокращенный бизнес-план. На самом деле это не так. Инвестиционный меморандум составляется для привлечения инвесторов, а бизнес-план - это руководство к действию для менеджмента компании. В разработке данных документов бизнес-план должен предшествовать инвестиционному меморандуму.

 

Содержание и разделы инвестиционного меморандума

Содержание инвестиционного меморандума определяется практикой инвестиционной индустрии, особенностями отрасли, в которой планируется реализация проекта, и рядом других факторов. Форма представленной в нем информации должна удовлетворять требованиям потенциальных инвесторов, правилам благоразумного человека. Основными разделами инвестиционного меморандума обычно являются:

1. Резюме. Краткое изложение информации о деятельности предприятия. Предлагаемое использование средств, включая ожидаемые экономические результаты и структуру капитала после инвестиций. Стратегия инвестирования. Цели руководства предприятия по созданию собственного капитала

2. Отрасль промышленности. Краткая справка о состоянии отрасли промышленности в мире и на местном уровне. Конкуренция - сильные и слабые ее стороны.

3. Предприятие. Историческая справка. Тип собственника и юридическая структура: акционерный капитал, список основных держателей акций, доля акций, находящихся во владении руководства предприятия, рабочих, юридических и физических лиц, а также деклараций, находящихся во владении государства. Дочерние предприятия и другие инвестиции предприятия.

4. Производство. Недвижимость, предприятие и оборудование. Объем производства и производственные затраты - модернизация предприятия, производственные мощности на единицу продукции и существующая производительность на единицу продукции. Патенты, торговая марка, научно-исследовательские и проектно-конструкторские работы. Сырье и поставки - основные поставщики.

5. Маркетинг и реализация продукции. Рынок - количество возможных клиентов, их потребности, уровень цен и возможные конкуренты. Стратегия маркетинга и достигнутые результаты. Существующая и новая продукция. Структура продаж, торговый персонал, способы оплаты труда торгового персонала. Ценообразование, включая методику установления цен и их пересмотр. Сеть реализации и возможные новые методы реализации. Способы оплаты за продукцию основных клиентов и возможные варианты.

6. Менеджемент и рабочая сила. Генеральный директор, члены Совета директоров, директор по финансам и менеджеры основных подразделений: возраст, образование, практический опыт (не менее 5 лет), описание деятельности. Организационная структура менеджмента. Персонал: количество рабочих, структура заработной платы, прошлые трудности, потенциальные источники рабочей силы.

8. Финансовая информация. Управление отчетностью и информацией, включая компьютеризацию. Примечания к финансовым данным, в случае необходимости. Вопросы налогообложения и возможные альтернативные решения.

7. Риски проекта. Возможные сценарии развития событий, вероятность проявления рисков. Предложения по управлению рисками.

9. Разное. Непредвиденные обстоятельства, юридические и законодательные вопросы, торговая марка.

Типичный инвестиционный меморандум содержит 100 и более страниц. На его подготовку уходит много времени, усилий, финансовых средств, в нем представлены все возможные сценарии результатов, достижение которых возможно при получении инвестиций.

 

Разработка инвестиционного меморандума

Разработка инвестиционного меморандума - сложный и дорогостоящий процесс. Поэтому, чтобы избежать ошибок и оптимизировать работу, нужно точно спланировать все действия. Первым делом необходимо решить: разрабатывать бизнес-план, а затем инвестиционный меморандум самостоятельно, силами своей команды или привлечь внешних консультантов из специализирующейся на этой работе консалтинговой компании. И в одном, и во втором случае есть свои преимущества и недостатки.

К преимуществам самостоятельной разработки инвестиционного меморандума относятся:

§                    глубокое владение вопросами специфики отрасли и предприятия;

§                    глубокое знание внутренних источников информации.

Недостатки:

§                    незначительный опыт разработки аналогичных проектов или даже его отсутствие;

§                    поверхностная информация о международных стандартах управленческой отчетности.

Преимущества разработки инвестиционного меморандума консалтинговой компанией:

§                    независимый внешний подход без субъективных установок и внутренних предубеждений к работе предприятия;

§                    большее доверие инвестора к проектам, разработанным консалтинговыми компаниями;

§                    возможность привлечения к реализации проекта инвесторов, с которыми у консалтинговых компаний уже сложились партнерские отношения.

Недостатки:

§                    отсутствие знания корпоративных традиций и специфики внутренних коммуникаций, сложившихся на предприятии;

§                    недоверие коллектива к мнению и выводам внешних консультантов.

 

Какой из этих двух путей выбрать - решать вам. Но логичнее применить принцип «золотой середины» и найти третий, «срединный» путь. А он заключается в совмещении двух рассмотренных вариантов. То есть над разработкой инвестиционного меморандума работают и предприятие, и консультанты консалтинговой компании. При грамотном подходе, используя такое компромиссное решение, можно достичь всех преимуществ обоих путей и ликвидировать их недостатки. Совместный проект от такого сотрудничества только выигрывает.