Юрий БЕХТЕРЕВ

 

Подъемы бывают разные - длинные, крутые, пологие. Что касается ОАО «Подъем», то оно, оправдывая свое название, круто поднимается вверх по «ступенькам» всех производственных показателей и помогает улучшить динамику развития своим заказчикам, выполняя для них практически любые виды работ по монтажу железобетонных и металлических конструкций любой сложности, а также оборудования для сельхозпредприятий, за исключением электротехнического. Кроме того, ОАО строит и ремонтирует здания, емкости большого объема, оказывает транспортные услуги. Почему предприятию выгодно расширять спектр деятельности? Какие преимущества при этом получают заказчики? На эти и другие вопросы отвечает и.о. директора Роман ТРАХИМЧИК.

- Роман Евгеньевич, ОАО «Подъем» создавалось как специализированное предприятие по строительству и обслуживанию элеваторов, комбикормовых заводов и хлебозаводов. Они и сегодня остаются вашими заказчиками?

- Специализацию мы сохраняем и будем сохранять в дальнейшем, тем более что сегодня реализуется широкомасштабная программа обновления, активно реконструируются старые и строятся новые предприятия хлебопродуктов. Поэтому основная наша задача состоит в том, чтобы полностью обеспечить потребности отрасли в выполнении строительно-монтажных работ.

Других подрядчиков, кроме ОАО «Подъем», которые могли бы взять на себя решение этой задачи, в республике нет. Ведь чтобы смонтировать, допустим, элеваторы или емкости для хранения комбикорма, требуются не только специальные допуски (такие объекты относятся к классу пожаро- и взрывоопасных), но и специальная техника, а главное - подготовленные кадры.

Опять-таки, реконструкция редко ограничивается заменой оборудования. Как правило, параллельно осуществляется ремонт зданий, сооружений, новое строительство. Понятно, что заказчику всегда удобнее иметь дело с организацией, готовой выполнить весь комплекс запроектированных работ «под ключ».

Важен и экономический фактор. Лишь в исключительных случаях привлекая субподрядчиков, мы можем не в ущерб качеству предлагать минимальные цены и почти всегда оказываемся победителями тендеров.

По итогам прошлого года на предприятия Комитета хлебопродуктов Минсельхозпрода пришлось 94% всего объема выполненных нами работ. Увеличение по сравнению с 2006 г. составило 30%. В последние годы такие темпы роста для нас стали обычными. И мы уверены, что в обозримом будущем сможем их сохранить.

- По-прежнему за счет выполнения работ в интересах предприятий хлебопродуктов?

- Уровень изношенности основных фондов в нашей отрасли превышает 80%, есть направления, по которым серьезные инвестиции были заморожены со времен СССР. Поэтому мы ожидаем не только «объемного» роста на наши услуги, появятся заказы на выполнение новых, особо сложных видов работ и мы должны быть к ним готовы.

К примеру, обследование корпусов на ряде элеваторов выявило наличие трещин в бетоне на внутренних стенках силосов. Как правило, такие дефекты устраняются методом торкретирования, но данная технология предполагает использование специальных средств, в частности, бетононасосов, обеспечивающих давление до 10 атм. Общая стоимость комплекта оборудования составляет 1,5-2 млрд. руб. Чтобы аккумулировать такие средства самостоятельно, ОАО «Подъем» потребуется несколько лет, но для наших партнеров это чрезмерный срок, в ряде случаев эксплуатация силосов станет невозможной. Выход - частично оплатить закупки за счет средств инновационного фонда Минсельхозпрода.

Но мы никогда не были у государства нахлебниками и технику, даже дорогостоящую, стараемся приобретать сами. Решили в этом году купили кран грузоподъемностью до 50 т. Он нужен нам для монтажа конструкций и оборудования на предприятиях отрасли, появится и дополнительная возможность зарабатывать на услугах сторонним организациям, повысить безопасность выполняемых работ. Расчеты показывают выгодность приобретения такой техники даже в лизинг. Несмотря на необходимость инвестиций в размере около 1 млрд. руб., эти затраты окупятся в течение 3-4 лет.

- При гарантированной обеспеченности профильными заказами какой смысл «Подъему» активно развивать другие направления деятельности? Страхуетесь от изменений рыночной конъюнктуры?

- Ориентация на одну, довольно узкую группу заказчиков, безусловно, несет потенциальные риски утраты или сокращения рынка сбыта. К тому же у нас остаются незадействованные возможности, активно востребованные в других секторах. В сотрудничестве с ОАО «ОМЗ «Агротехконмаш» выполняем заказы по строительству металлических емкостей объемом до нескольких сот кубических метров. Партнеры делают рулонные заготовки, мы же занимаемся их монтажом. По соотношению цена-качество наше предложение в республике сегодня, пожалуй, самое конкурентное.

Хорошо выстроенная логистика доставки конструкций и оборудования на объекты позволяет нам регулярно высвобождать несколько автомобилей, рассчитанных на перевозку тяжеловесных крупногабаритных грузов, для выполнения заказов сторонних организаций. Аналогичная ситуация со строительными работами. Возводим офисные здания, жилые дома, промышленные объекты. Квалификация наших строителей, «отточенная» на сложных заказах предприятий хлебопродуктов, гарантирует качество, недоступное многим общестроительным организациям.

- Для повышения рентабельности многие предприятия практикуют экспорт услуг и работ. ЗАО «Подъем» не рассматривает для себя такую возможность?

- Без экспорта сегодня крайне сложно получить достаточную для развития прибыль. По белорусским заказам мы устанавливаем минимальную рентабельность 7-10%, рентабельность услуг сторонним организациям выше на 5-8%. При экспорте цена ограничена только конъюнктурой рынка и обычно обеспечивает рентабельность, близкую к 30%.

Российский рынок интересен нам и в другом отношении. Как государство, так и частные инвесторы готовы вкладывать значительные средства в предприятия хлебопродуктов (эту отрасль соседям надо практически восстанавливать). Но, во-первых, в РФ осталось мало организаций, способных их осваивать, а, во-вторых, почти не функционирует государственная служба контроля на сельхозобъектах качества строительно-монтажных работ и оно почти полностью зависит от добросовестности подрядчика. Поэтому инвесторы стремятся заключить договор не просто с профильной строительно-монтажной организацией, но обязательно с организацией, имеющей хороший имидж. В этом отношении у белорусских предприятий в РФ осталось очень мало конкурентов.

Несколько лет назад ЗАО «Подъем» пригласили провести реконструкцию крупного элеватора в г. Рославль. Заказчик не только принял работу без замечаний, но и предложил продолжить сотрудничество, причем в новом формате. Речь идет об открытии в Рославле белорусско-российского торгового дома хлебопродуктов, а в перспективе и стройматериалов.

Маркетинговые исследования показали заинтересованность в проекте белорусских оптовых баз хлебопродуктов и предприятий, занимающихся их производством. Кроме того, рассчитываем через торговый дом выйти на исключительно емкий сегодня рынок общестроительных услуг западного региона России. Если все намеченное удастся реализовать, то оборот нашего нового совместного предприятия уже в 2008 г. достигнет 8-10 млрд. бел. руб.

Полученную от внешнеторговой деятельности прибыль будем вкладывать в первую очередь в профильную деятельность ЗАО «Подъем» на территории республики. В частности, в нынешнем году на предприятии в дополнение к 80 существующим будет создано еще 20 рабочих мест.

 

ОАО «Подъем»

220028, Республика Беларусь, г.Минск, ул.Вильямса, 37А

Тел.: (017) 223-65-07, тел./факс: (017) 223-65-10.

E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.