Два года назад, когда Валерий ДУЛИНСКИЙ был назначен генеральным директором ОАО «Глубокский молочноконсервный комбинат», только бюджетная задолженность предприятия составляла более 1,5 млрд. руб. Благодаря повышению эффективности производства, за достаточно короткий срок удалось не только рассчитаться с долгами, но и получить в 2007 г. более 10 млрд. руб. прибыли. По итогам 2007 г. ОАО «Глубокский молочноконсервный комбинат» получил Премию Правительства Республики Беларусь в области качества, а производимое им молоко сухое цельное 25%-ной жирности вошло в число 100 лучших товаров Республики Беларусь в Российской Федерации. О мерах, принимавшихся для восстановления эффективности производства, планах развития, тенденциях на рынке молочной продукции рассказывает В. Дулинский.

 

- Валерий Брониславович, продукция вашего комбината широко известна в Беларуси и России. Удовлетворяет вас существующий рынок сбыта или вы уже переросли его?

- Зарубежные поставки приносят нам основную прибыль. Поэтому развитие экспортного направления - одна из приоритетных задач нашей производственной политики. Над проектом «дороги» на мировой рынок мы уже начали работать. Прежде всего нам нужно получить сертификаты ХАССП, экологии и охраны труда, а также право нанесения СЕ-маркировки, что позволит экспортировать произведенную продукцию в Европу. Сертификат ХАССП мы планируем получить к концу 2008 г. Общие затраты на мероприятия по выходу на зарубежные рынки сбыта должны окупиться в течение 3 - 4 лет.

Одновременно ведется работа по улучшению качества продукции - оно должно соответствовать мировым стандартам. К слову сказать, местный потребитель также предпочитает качественную продукцию и готов платить за нее более высокую цену. В прошлом году, к примеру, на Белорусской универсальной торговой бирже наше сухое молоко с более высокими качественными показателями продавалось гораздо активнее, чем аналогичный продукт со «стандартными» характеристиками. В этом году мы продолжим работу над улучшением качества сухого молока и в соответствии с новым государственным стандартом начнем выпуск молока класса «экстра».

Важным считаем предлагать потребителям нашу продукцию в современной упаковке. Вся упаковочная линейка оформляется в едином корпоративном стиле, чтобы потребитель без труда мог опознать нашу продукцию на прилавках магазинов. Вместе с партнерами из «ТубинПакинСервис» (Минск) разработали и успешно внедряем новый вид упаковки - в тубах. Правда, по объемам продаж продукция в тубовой упаковке пока сильно отстает от привычной «баночной», но зато данный маркетинговый ход позволяет существенно расширить ассортимент.

- Не задумывались ли над еще большей минимизацией упаковки? В кофейных барах и коммерческих киосках такая продукция представлена. Но когда прочитаешь состав «сливок», то выясняется, что это ненатуральная молочная продукция, а продукт переработки сои, причем, возможно, генно-модифицированной…

- Рынок продукции в мини-упаковке достаточно узкий, для рентабельной работы на нем необходимо продумывать неординарные маркетинговые ходы. В этом году собираемся выпустить опытную партию такой продукции и в зависимости от реакции потребителя предпримем дальнейшие шаги.

- В свое время производственная специализация, ассортиментный перечень, рынок сбыта и т.д. каждого предприятия определялись чиновниками Госплана. Насколько сегодня вы свободны в принятии такого рода решений? В каких нишах планируете работать?

- Все наши маркетинговые ходы определяются конъюнктурой и перспективными планами развития предприятия. Стараемся выйти с товаром в ту рыночную нишу, где присутствует минимальная конкуренция. К примеру, имея развитое консервное производство, нам нецелесообразно заниматься увеличением выпуска цельномолочной продукции. Свой рынок мы знаем лучше, а главное, нас здесь знает потребитель. К тому же для выхода на неизведанные рыночные «территории» обычно требуются более существенные инвестиции, чем на поддержание своего реноме на привычных «рубежах».

Будем стараться полностью загрузить и баночное производство, которое сейчас задействовано на 70% мощности, за счет устойчивого роста объемов продаж казахского направления и увеличения количества потенциальных потребителей, готовых размещать заказы под своей торговой маркой.

По стерилизованному концентрированному молоку также собираемся увеличить объемы производства. Правда, пока не знаем, каковы будут экономические условия для выпуска этой продукции, поскольку планируется повысить закупочные цены на сырье и потребитель может оказаться не готовым к такому росту.

Сегодня ежедневная загрузка по производству цельномолочной продукции составляет 20-25 т. Своими поставками мы «закрываем» потребности Шарковщины, Полоцка, Новополоцка, небольшие партии продукции отправляем в Минск.

- Более высокую норму прибыли можно обеспечивать не только за счет повышения качества, освоения новых рынков сбыта, но и сокращая затраты производства. Как решается эта задача на вашем предприятии?

- Основным резервом сокращения затрат на комбинате является модернизация производства, включающая мероприятия по техническому перевооружению (внедрение наименее энергоемких технологий, совершенствование методов сгущения молока и т.д.), правильное выстраивание логистики как в сбыте продукции, так и в поставке сырья, разработка адекватной инвестиционной программы, энергосбережение, изучение покупательского спроса и т.д.

Например, только модернизация котельной предприятия позволит сократить издержки на сумму 1,9 млрд. руб. в год. Использование консервных банок из более тонкой жести также даст весьма существенную экономию не только за счет снижения стоимости упаковки, но и за счет удешевления перевозки «похудевшей» продукции. Корректировка маршрутов доставки сырья по всей сырьевой зоне уже в прошлом году позволила сэкономить горюче-смазочных материалов на 140 млн. руб. Около 3 млрд. руб. было сэкономлено по программе энергосбережения.

Все это, а также удачно сложившаяся рыночная конъюнктура способствовало получению предприятием рекордной прибыли - свыше 8 млрд. руб. (для сравнения: в 2006 г. прибыль составила 693 млн. руб.), что позволило инвестировать в производство свыше 6 млрд. руб. Программой инвестиций на 2008 г. только вложения в производство, направленные на снижение себестоимости продукции, планируются в размере 2,3 млрд. руб.

 

ОАО «Глубокский молочноконсервный комбинат»

211792, Витебская обл., г.Глубокое, ул.Ленина, 131.

Тел.: (02156) 2-42-63, тел./факс: (021156) 2-49-22, 2-50-59.

E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

www.glmkk.by