Владимир КОМАРОВСКИЙ

В одной из новостных российских телепрограмм, когда В.В. Путина показали в гостях у семьи одного из военнослужащих, работники ОАО «Белорусские обои» с радостью увидели, что стены в квартире оклеены красочными обоями «Снегурочка», изготовленными их предприятием.

Россия уже давно стала главным рынком для минских производителей обоев: только в Москву поставляется 44% всей продукции, идущей на экспорт. В конце 2007 г. предприятие награждено дипломом Совета делового сотрудничества Республики Беларусь и города Москвы за вклад в развитие торгово-экономического и научно-технического сотрудничества. А ведь российская столица избалована товарами, которые поступают сюда со всего света!

На обойном рынке очень сложно удержаться, и многие предприятия сокращают выпуск или вообще прекращают свое существование, говорит генеральный директор ОАО «Белорусские обои» Александр ПЕРЕСЛАВЦЕВ. - Например, Саратовская обойная фабрика, самая крупная по производству бумажных обоев в России, сейчас выпускает продукции меньше, чем мы. Свернули производство обоепечатной продукции предприятия Выборга, Советска, Ростов-на-Дону. Поэтому складывающуюся ситуацию мы рассматриваем как благоприятную, но при одном условии: качество предлагаемых нами обоев должно быть конкурентоспособным.

С 2001 г. на предприятии действует международная система менеджмента качества продукции ИСО 9001-2001, внедрена система управления окружающей средой ИСО 14001-2005.

Последнее особенно важно. В свое время многие западные производители, стремясь улучшить внешний вид обоев, увлеклись таким полимерным материалом, как винил, который не обладает полной экологической безвредностью. Минские обойщики не пошли по этому пути и продолжили изготовление чисто бумажных изделий, которые безопасны для здоровья людей. К тому же, как оказалось, они не уступают по декоративности виниловым, если использовать акриловую пенокраску на водной основе. Сегодня такая продукция занимает до 64% в общем объеме выпуска и пользуется повышенным спросом.

А это стимулирует предприятие постоянно наращивать производство: в 2007 г. выпуск товарной продукции увеличился на 13,9%, причем экспортные поставки возросли почти на четверть. Динамику завоевания зарубежных рынков можно проследить по росту валютной выручки: в 2003 г. она составила 3,82 млн. долл., в 2004 г. - 6,22, в 2005 г. - 9,8, в 2006 г. -12,5, а в прошлом году -17,4 млн. долл. При этом положительное торговое сальдо внешнеэкономической деятельности постоянно росло (см. таблицу 1).

На внутреннем рынке удалось решить довольно сложную проблему, связанную с использованием обоев для нового строительства. Не секрет, что большинство новоселов заменяли наклеенные строителями обои другими, которые были им больше по вкусу. Сегодня же будущие жильцы имеют возможность выбрать приглянувшиеся им изделия еще на стадии строительства. Специалисты главного предприятия-застройщика белорусской столицы - МАПИДа, например, участвуют в работе художественного совета ОАО «Белорусские обои», заседания которого проходят ежемесячно. Там они имеют возможность ознакомиться с новыми изделиями и отобрать понравившиеся для оформления квартир. Выбрать есть из чего: только в прошлом году на производство поставлено 56 новых рисунков. На предприятии создан мощный дизайн-центр, где бок о бок работают художники и дизайнеры, располагающие самой современной техникой.

Безусловно, одно из важных преимуществ минских обоев - их доступность для всех слоев населения. В среднем отпускная цена одной трубки в пересчете на валюту равна 1,93 долл. А для строительства, ведущегося в агрогородках, она еще ниже, поскольку рентабельность продукции, которая предназначена для них, снижена до 5%. Но в целом по предприятию данный показатель в 2007 г. составил 9,4%. При этом надо отметить, что средняя заработная плата в ОАО «Белорусские обои» - одна из самых высоких среди предприятий концерна «Беллесбумпром» и в прошлом году приблизилась к 1,2 млн. руб. в месяц. И эти деньги полностью обеспечиваются ростом производительности труда.

Успехи предприятия, как считает его руководитель, в первую очередь зависят от коллектива. Здесь, следуя сложившейся традиции, трудятся целые рабочие династии, растят и свои молодые кадры. Достойная заработная плата и дополнительные социальные гарантии работникам за счет прибыли, остающейся в распоряжении акционерного общества, способствуют продуктивной и качественной работе коллектива.

В торговом доме располагаются секции хозяйственных и продовольственных товаров, где популярностью пользуется кредитная форма расчета в счет заработной платы. По безналичному расчету можно питаться и в столовой предприятия, а позаботиться о своем здоровье - в лечебно-оздоровительном комплексе. В его штате - врач-терапевт, фельдшер и массажист. Комплекс оснащен современной аппаратурой для физиотерапевтических процедур. Открыты стоматологический и гинекологический кабинеты.

Все это способствует тому, чтобы каждый из почти 600 работников был заинтересован в постоянном росте выпуска продукции и закреплению ее позиций на различных рынках.

- В текущем году планы будут еще более напряженными, - отмечает Александр Сергеевич. - Мы должны увеличить объемы выпуска в денежном выражении на 14%, а ОАО Белорусские обоив «натуре» произвести изделий больше на 16%. Это связано со сложившейся структурой заявок, где возросла доля более дешевой продукции. Поэтому, хотя зима и не считается благоприятным сезоном для продажи обоев, мы с начала года организовали работу в 3 смены.

Чтобы рынок смог принять возросшие объемы продукции, в начале года проведено совещание с нашими дилерами в России, Украине, Казахстане и Молдавии, на котором было определено, какие изделия станут пользоваться повышенным спросом. На основании тщательного анализа еженедельно составляется график постановки рисунков.

На внутреннем рынке начали подготовку к увеличению объемов продаж еще в прошлом году. Предприятие открыло, взяв в аренду, 3 оптовых склада - в Могилеве, Гродно и Витебске, приблизив тем самым продукцию к покупателям. Ведь изделия здесь может заказать любой городской и сельский магазин. Это сразу же позволило существенно увеличить объемы продаж в регионах.

- В этом году будем уделять особое вниманию развитию сети розничной торговли, - говорит А.С. Переславцев. - Мы готовы рассмотреть предложения по продаже торговых площадей в Минске и областных центрах республики для организации фирменных магазинов. Причем торговая политика в них будет строиться так же, как в существующем Торговом доме «Белорусские обои»: намерены продавать здесь не только изделия собственного производства, но и других изготовителей, в том числе зарубежных, чтобы, во-первых, у покупателей был выбор, а, во-вторых, они смогли убедиться в том, что наши обои по соотношению цена-качество лидируют.

Но еще больше поднять их престиж и повысить конкурентоспособность могла бы отмена таможенной пошлины на импорт бумаги - основы для обоев из стран Западной Европы, которая составляет 15%.

- Сейчас цена на это сырье российского и европейского производства почти одинакова, - отмечает А.С. Переславцев. - Но хочу подчеркнуть, что в России настоящей обойной бумаги практически нет: приходится приспосабливать для наших нужд ту, что более или менее подходит. А вот в Европе выпускают специальное сырье, но мы не можем покупать его, чтобы не увеличивать стоимость готовых изделий. И ведь государство ничего не потеряет от упразднения пошлины: обойную бумагу из дальнего зарубежья пока никто из производителей не ввозит, а значит и поступлений в бюджет от таможенных сборов тоже нет. К тому же наличие альтернативных поставщиков подстегнуло бы российских производителей, которые стали бы полнее учитывать наши требования и по цене, и по качеству.

 

Торговое сальдо внешнеэкономической деятельности ОАО «Белорусские обои»

 

Показатель

Годы

2003

2004

2005

2006

2007

Торговое сальдо, тыс. долл.

2 220,5

2 302,7

4 058,8

4 840,0

7 350,0

 

 

Выноска 1. Средняя заработная плата в ОАО «Белорусские обои» - одна из самых высоких среди предприятий концерна «Беллесбумпром» и в прошлом году приблизилась к 1,2 млн. руб. в месяц. И эти деньги полностью обеспечиваются ростом производительности труда.

Выноска 2. Поднять престиж и повысить конкурентоспособность могла бы отмена ввозной пошлины на бумагу, которая составляет 15%.

Выноска 3. В России настоящей обойной бумаги практически нет: приходится приспосабливать для наших нужд ту, что более или менее подходит. А вот в Европе выпускают специальное сырье, но мы не можем покупать его, чтобы не увеличивать стоимость готовых изделий. И ведь государство ничего не потеряет от упразднения пошлины: обойную бумагу из дальнего зарубежья пока никто из производителей обоепечатной продукции в Беларуси не ввозит, а значит и поступлений в бюджет нет.

 

ОАО «Белорусские обои»

220004, г. Минск, ул. Обойная, 12

тел.: 203-93-60, факс: 226-61-80

e-mail: tarasiuk@oboi.by

www.oboi.by