Эта старая истина, по словам директора ОАО «Завод «Рембыттехника» Валентина ХОЛЕВИНСКОГО, справедлива и в наше время. Именно старые дружеские связи помогли предприятию найти новые рыночные ниши.

- Валентин Иосифович, судя по названию ваше предприятие ранее специализировалось на ремонте бытовой техники. Какие новые виды работ вы освоили?

- Еще в начале 90-х гг. мы поняли, что одним ремонтом «сыт не будешь». Поэтому стали искать иные рыночные ниши, прежде всего освоили производство товаров, востребованных автолюбителями: ножных насосов и порошковых огнетушителей. Если бы мы в свое время этого не сделали, то вряд ли смогли бы выжить. Мне удалось, используя свои старые связи, найти в России заинтересованных инвесторов, с которыми мы стали осваивать данное направление. Сегодня оно является для нас определяющим.

Не ушли мы и от своего прежнего направления - ремонта бытовой техники. Но этот сегмент все же больше подходит не для крупных предприятий, а для индивидуальных предпринимателей, поскольку они имеют больше возможностей для «маневра». Поэтому мы и многим своим работникам предложили приобрести иной статус - индивидуальных предпринимателей, и сейчас они арендуют у нас производственные площади и часть необходимого оборудования.

Сделать это нужно по нескольким причинам. Во-первых, для ремонта импортной техники им проще приобретать комплектующие, ибо в России или Польше за наличный расчет это можно сделать намного быстрее, чем нам - банковским переводом. К тому же никто не будет по безналичному расчету продавать небольшие по объемам, но широкие по номенклатуре партии запасных частей.

Благодаря такому подходу нам удалось сохранить оказание бытовых услуг населению на высоком качественном уровне. Нашей конкурентоспособности помогло и то обстоятельство, что индивидуальные предприниматели не имеют надлежащего оборудования, которое на первоначальном этапе развития трудно приобрести самостоятельно.

Да и сторонний контроль за качеством и сроками оказываемых услуг также необходим. В конце концов потребителю все равно, кто предоставляет ту или иную услугу, главное, чтобы это было сделано на высоком профессиональном уровне. К тому же априори у предпринимателей такие работы будут стоить намного дешевле, чем у юридических лиц, потому что накладные расходы и налоговая нагрузка намного меньше.

- Но оказание бытовых услуг и производственная деятельность требуют совершенно иных организационных структур, оборудования, специалистов. Как вам удалось так быстро перестроиться?

- Многое в бизнесе создается на дружеских отношениях, так получилось и с нашим производственным направлением. Пригласил своих старых российских друзей, и в ходе дружеской беседы нашли общие точки соприкосновения. Они предложили не только уже разработанные и готовые к производству товары, но и часть оборудования: прессы, покрасочные камеры и т.д.

Начали с выпуска ножных насосов, но, опасаясь, что такой источник доходов из-за жесточайшей конкуренции в этом рыночном сегменте может когда-то «иссякнуть», освоили производство огнетушителей. Но не собираемся на этом останавливаться, потому что товары с маркой Made in China заполонили все рыночные ниши не только стран СНГ, но и всего мира.

Из-за отсутствия социальных налогов, дешевизны рабочей силы с китайскими товарами трудно конкурировать по ценовым показателям. У нас же продолжается рост цен на энергоресурсы, повышается налоговая нагрузка. Все это приходится закладывать в конечную цену товаров и услуг, так что «сражение» можно выиграть только качеством производимой продукции.

Собираемся освоить и новую услугу для населения и организаций: перезарядку бывших в употреблении огнетушителей. Ведь рядом с нами расположено вагонное депо, где требуется постоянное обновление огнетушителей. Похожие проблемы приходится решать и другим организациям, а также населению, потому что в нашем регионе такие услуги не оказываются. Сейчас оформляем соответствующую лицензию в Министерстве по чрезвычайным ситуациям.

Занимаемся изготовлением и ремонтом ювелирных изделий, недавно приобрели литьевую машину для дальнейшего развития этого направления. У нас очень конкурентные цены, к нам приезжают заказчики даже из Минска. Можем изготовить изделия любой сложности по имеющимся образцам или эскизам заказчика. Для большего охвата этой услугой населения открыли несколько приемных пунктов в Слуцке, Солигорске, Несвиже, Сморгони.

Оказываем весь комплекс ритуальных услуг, при этом удовлетворяем спрос во всех ценовых группах: от минимальной до самой высокой. К тому же стараемся, чтобы все необходимое: от венков, аксессуаров для ритуального погребения до памятников и оград можно было приобрести в одном месте.

Еще лет 5-6 тому назад начали ремонтировать не только бытовую, но и промышленную технику: большие холодильные камеры, паровые котлы, промышленные мясорубки, картофелечистки и т.д.

Так что нам для выживания пришлось осваивать многие направления и стать таким же универсалом, как в известной пословице: и швец, и жнец, и на дуде игрец. Но основным «кормильцем» оказалось производственное направление, которое дает около 55% общего объема выполняемых нами работ и услуг и к тому же формирует основную прибыль.

- Но освоение производственного направления потребовало от вас не только организационной перестройки, но и специалистов соответствующего профиля: конструкторов, технологов, сварщиков, маляров и т.д. Как вы решали эти задачи?

- В Молодечно достаточно высокопрофессиональных специалистов различного профиля, в свое время в нашем городе было много предприятий оборонного комплекса. К примеру, на должность главного инженера мы пригласили Г.И. Киселева, прекрасного специалиста с предприятия «БелТИЗ», который не только знает все промышленное оборудование, но может сконструировать и изготовить уникальные установки для конкретного технологического процесса. Например, им в содружестве с главным энергетиком А.В. Яцевичем был изготовлен полуавтомат для сварки баллонов огнетушителей, который не только резко повысил производительность труда, но и позволил выпускать продукцию стабильно высокого качества.

Пришлось также изменять наши производственные помещения, которые изначально не были приспособлены к производству, а предназначались для оказания бытовых услуг. Из-за огромных окон значительные средства в буквальном смысле выбрасывались «на ветер». Сейчас вместо них начали ставить стеклопакеты, проводим реконструкцию гардеробов, делаем их более комфортными. Пришлось создавать проходные, ибо при прежнем направлении деятельности особой необходимости в них не было.

А создание комфортных условий для персонала послужило тому, что начал складываться трудоспособный и дисциплинированный коллектив, которому оказались под силу задачи любой сложности. Численность сотрудников выросла в 1,6 раза, а объемы выполняемых работ - более чем в 4-5 раз. Наши производственные участки работают в две смены, чтобы обеспечить эффективную загрузку оборудования и выполнение производственной программы.

- Для обеспечения высокой рентабельности важно не только наращивать объемы производства, но и сокращать производственные расходы…

- В прошлом году поменяли 6 автомобилей российского производства на более экономичные импортные модели. Например, прежняя «Волга» потребляла 13-14 л бензина, а дизельному VW-Passat нужно всего 6 л топлива, грузовая «Газель» потребляла 16-17 л бензина, а импортный аналог грузоподъемностью 3,5 т - всего 10 л дизельного топлива. За счет этого удалось снизить расходы на горюче-смазочные материалы. Тепловозные компрессоры с двигателями 28 и 32 кВт заменили на аналог итальянского производства мощностью 18 кВт.

- Молодечно небольшой город, поэтому и создавать рабочие места здесь достаточно сложно. Ощущаете ли вы помощь в этом вопросе со стороны государственных структур?

- Два года назад региональный центр занятости предоставил ссуду для организации новых рабочих мест, которую вернули досрочно. Хотя стремимся обходиться собственными ресурсами, потому что, как говорится, берешь чужие средства на время, а отдаешь свои и навсегда.

ОАО «Завод «Рембыттехника»

222310, г. Молодечно, ул. Громадовская, 47

тел.: (01773) 7-15-02, 7-09-92

e-mail: molrbt@mail.ru