Дмитрий СТЕПАНЕНКО, юрисконсульт ООО «Юликомсервис»

 

В настоящее время в Республике Беларусь созданы основы инновационной инфраструктуры. Организационным ядром этого относительно нового для страны образования являются центры поддержки предпринимательства, инкубаторы малого предпринимательства, инновационные центры, центры трансфера технологий, научно-технологические парки (технопарки), малые внедренческие предприятия, Парк высоких технологий, Белорусский инновационный фонд.

В Беларуси создано 40 центров поддержки предпринимательства, осуществляющих обслуживание малого бизнеса. Они специализируются в основном на оказании услуг в области подготовки кадров, маркетинга, информационного обеспечения. Услуги по содействию в реализации инновационных проектов в их деятельности занимают пока относительно небольшой удельный вес.

Вместе с тем центры поддержки предпринимательства, имеющие разветвленную региональную сеть, ряд государственных льгот в области аренды помещений и оборудования, предоставления земельных участков, налогообложения, устоявшиеся связи и авторитет в предпринимательских кругах и банковской сфере, способны выступать в качестве опоры для дальнейшего развития инновационной инфраструктуры и вовлечения в поле ее деятельности новых участников инновационного процесса.

На территории республики действует 9 инкубаторов малого предпринимательства, что явно недостаточно. Несмотря на это, они оказывают ощутимую поддержку малому бизнесу в области подготовки и реализации инновационных проектов. Многие из них с самого начала ориентированы на обеспечение правовой, экономической и организационной поддержки малых научно-внедренческих предприятий, число которых при бизнес-инкубаторах постепенно увеличивается. В качестве примеров можно привести инкубатор при Научно-производственном объединении «Центр» (проекты в области оптики, приборостроения, программирования), инкубатор при Гомельском государственном техническом университете им. П.О. Сухого (проекты в области высоких технологий).

Инновационные центры ориентированы на содействие развитию инновационного предпринимательства и коммерциализации научно-технических разработок. В их число входят Ассоциация приборостроительных организаций «Инновационный центр приборостроения», ООО «Брестский инновационный бизнес-центр», ЗАО «Гомельский инновационный центр», КУП «Минский областной инновационный центр».

Существенную роль в системе продвижения научно-технических разработок играет Республиканский центр трансфера технологий, отделения и филиалы которого созданы на базе ведущих научных организаций и вузов во всех областях Беларуси. При поддержке центра на ряде белорусских предприятий освоен выпуск новых видов наукоемкой продукции, реализуются проекты по созданию в высокотехнологичных областях ряда совместных белорусско-российских и белорусско-китайских предприятий, а также по подготовке лицензионных соглашений на поставки китайской стороне наукоемких технологий белорусских разработчиков.

В рамках системы высшей школы в республике создана сеть центров трансфера технологий при университетах по профильным для них направлениям деятельности (машиностроение, радиоэлектроника, строительство, легкая и пищевая промышленность и др.). Эту сеть, включающую в себя 24 центра трансфера технологий, объединяет информационно-аналитическая система сбора и обработки информации, которая содержит более 800 инновационных проектов, предназначенных для внедрения в реальном секторе экономики страны.

Немалую работу по организации трансфера технологий проводит Межвузовский центр маркетинга научно-исследовательских работ, входящий в структуру научно-технологического парка «Метолит» при Белорусском национальном техническом университете. С его участием разработана и размещена на интернет-сайте Государственного комитета Республики Беларусь по науке и технологиям база данных по новым продуктам и технологиям, созданным за последние 2 года белорусскими организациями.

Технопарки как организационно-экономические структуры позволяют максимально быстро в значительных масштабах обеспечить концентрацию интеллектуальных, финансовых, материальных ресурсов на прорывных направлениях научно-технического прогресса, ускорить продвижение прогрессивных нововведений в сферу производства и потребления. В Беларуси в настоящее время функционирует 10 организаций, относящихся по уставной деятельности к технопаркам.

Центральное место в инновационной инфраструктуре республики призван занять созданный в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 22 сентября 2005 г. № 12 Парк высоких технологий. В качестве его резидентов зарегистрировано 26 юридических лиц (иностранное предприятие «ЭПАМ Системз», СООО «Системные технологии», СП ЗАО «Научсофт», ООО «Прикладные системы», ООО «Интеллектуальные системы» и др.) и 1 индивидуальный предприниматель. Основными направлениями деятельности Парка определены: разработка и внедрение информационно-коммуникационных технологий; разработка программного обеспечения в промышленных и иных организациях; экспорт технологий и программного обеспечения. Согласно перспективному замыслу Парк высоких технологий должен стать белорусским аналогом американской «Силиконовой долины».

Вместе с тем в Парке далеко не в полной мере обеспечиваются адекватная отдача и эффективность деятельности. Так, объем производства товаров и услуг его резидентами в 2006 г. составил всего 28,2 млн. долл., в том числе экспорт - лишь 21,9 млн. долл. (77,7% общего объема производства). Помимо этого производительность труда одного работающего в Парке высоких технологий составила лишь 11,2 тыс. долл., что, согласно статистическим данным, почти в 3 раза ниже, чем в промышленности республики.

В целях усиления государственной поддержки инновационной деятельности в стране и для оказания финансовой помощи при разработке и освоении принципиально новых видов продукции, высоких технологий постановлением Совета Министров Республики Беларусь был создан Белорусский инновационный фонд, средства которого может получить предприятие любой формы собственности в случае выполнения им проекта, связанного с освоением и организацией серийного производства новой продукции.

В соответствии с Государственной программой инновационного развития Республики Беларусь на 2007-2010 гг. предусматривается к 2010 г. организовать 5 филиалов и представительств Белорусского инновационного фонда в регионах страны. Предполагается, что при фонде будет создана также автоматизированная информационно-аналитическая система по подготовке инновационных предложений, мониторингу реализации инновационных проектов и учету расходования выделяемых на их выполнение финансовых средств.

Однако следует отметить, что многие элементы инновационной инфраструктуры в Беларуси пока не созданы. Так, в частности, в стране нет механизма венчурного финансирования, банков, которые специализировались бы на кредитной поддержке новаторской деятельности, нуждается в совершенствовании система защиты прав на интеллектуальную собственность. Это позволяет сделать вывод о том, что вопрос дальнейшего развития инновационной инфраструктуры, наполнения ее новыми важными элементами остается для республики весьма важным и актуальным.

На необходимость формирования механизма венчурного финансирования обращается внимание в ряде нормативных правовых актов, программных документов. Так, еще в Программе развития научно-инновационной деятельности в Республике Беларусь, утвержденной постановлением Кабинета Министров в 1996 г., были определены приоритетные направления развития малого научно-инновационного предпринимательства, в том числе создание сети институтов финансирования, кредитования, страхования (инвестиционных, инновационных и венчурных коммерческих фондов, страховых компаний). О необходимости развития венчурной деятельности идет речь также в Программе деятельности Правительства Республики Беларусь на 2006-2010 гг., в соответствии с которой в рамках совершенствования системы привлечения инвестиций для реализации дорогостоящих инвестиционных проектов в стране предполагается внедрять новые формы инвестирования, в том числе проектное и венчурное финансирование.

Государственной программой инновационного развития Республики Беларусь на 2007-2010 гг. венчурные организации и фонды рассматриваются в качестве перспективных элементов национальной инновационной инфраструктуры.

Реализация государственной инновационной политики невозможна без соответствующего законодательного обеспечения. Важным вопросом в современных условиях является формирование необходимой правовой базы, с одной стороны, регламентирующей порядок осуществления венчурной деятельности, а с другой - стимулирующей потенциальных инвесторов к участию в ее осуществлении. В этой связи представляется целесообразной разработка и последующее принятие Закона Республики Беларусь «О венчурной деятельности и мерах государственной поддержки ее осуществления».

Вместе с тем следует учитывать, что необходимой предпосылкой успешного функционирования венчурной индустрии является наличие в стране развитого рынка ценных бумаг. Поэтому совершенствование фондового рынка как одного из атрибутов современной рыночной экономики становится для Беларуси важной предпосылкой ее будущего успешного инновационного развития. В перспективе речь может идти о создании в республике специализированной биржи для торговли ценными бумагами венчурных фирм по аналогии с американской NASDAQ.

Как один из вариантов действий возможна ориентация на создание в Беларуси сети венчурных фондов для поддержки малых инновационных предприятий.

Потребность белорусских венчурных фондов в значительных финансовых ресурсах объективно обусловливает необходимость привлечения к участию в них в качестве учредителей нерезидентов Республики Беларусь. Или могут быть российские сырьевые (нефтедобывающие и газодобыващие) компании. При этом белорусское государство должно выступить генератором интереса российских корпораций к участию в финансировании процессов создания потенциальных инноваций на территории республики.

Вызвать заинтересованность российских корпораций в участии в республиканском венчурном фонде можно возможностью финансирования за счет средств указанного фонда реализации проектов, представляющих для них интерес. Например, речь может идти о разработке новых технологий добычи и переработки нефти и природного газа.

К участию в формировании ресурсов венчурных фондов следует привлекать банки, причем и иностранные. Например, путем внесения соответствующих дополнений в Банковский кодекс Республики Беларусь можно законодательно увязать возможность для иностранных банков открывать в Беларуси свое представительство либо филиал, если они предоставят ресурсы для венчурного финансирования инновационной деятельности на ее территории.

Учитывая слабость национальных институциональных инвесторов, аналогичный подход можно использовать и в отношении зарубежных страховых компаний. Принцип должен быть следующим: если иностранная страховая компания хочет открыть в Беларуси свое представительство либо филиал, пусть участвует в качестве акционера в белорусских венчурных фондах и предоставит в определенном объеме, закрепленном законодательно, финансовые ресурсы для поддержки новаторской деятельности в республике.

Успешное функционирование в Беларуси сети венчурных фондов предполагает наличие продуманной государственной политики поддержки ее создания и последующей деятельности.