Олег СИВОГРАКОВ, кандидат экономических наук, исполнительный директор Международного гуманитарно-просветительского фонда «Живое партнерство», эксперт по устойчивому развитию Программы поддержки Беларуси Федерального правительства Германии, автор книги «Думаем глобально, действуем локально»

 

«Нет такого сектора экономики, который не затронула бы грядущая экологическая революция. В новой экономике одни компании окажутся победителями, другие - побежденными. Победят те, кто предвидит наступление экоэкономики и к этому готовится. Те же, кто цепляется за прошлое, рискуют так и остаться в нем» - эти слова известного ученого Лестера Брауна из его книги «Экоэкономика. Как создать экономику, оберегающую планету» могут быть эпиграфом к данной статье.

 

Летом 2007 г. меня пригласили принять участие в представительном международном мероприятии в Швеции - Талльбергском форуме (The Tallberg Forum), главной темой которого было устойчивое развитие. Отметим, что под устойчивым развитием понимается такое развитие экономики, которое не наносит экологии непоправимый ущерб. Одной из секций форума была: «Заново изобрести производство и транспорт для новой экономической системы». Представители таких всемирно известных компаний, как Shell, IKEA, Microsoft, BP, Volvo, Saab, Bosch, Siemens, Ericsson и многих других сели за «круглый стол» вместе с руководителями инвестиционных компаний, финансовых групп, банков, фондов, руководящими сотрудниками министерств и учеными из ведущих исследовательских центров, мэрами городов и представителями общественных организаций. Презентации, дискуссии в малых группах и пленарные заседания были нацелены на поиск решения проблемы неустойчивости современного этапа развития человечества. Представители бизнеса были на этом форме очень активной группой. Мировой бизнес включился в движение за устойчивое развитие. Это - очевидный факт.

Все больше компаний и международных организаций наряду с традиционной финансовой отчетностью ввели в практику выпуск отчетов об устойчивом развитии, где наряду с экономическими достижениями фирм освещаются их социальные и экологические проекты. Отчет Международной финансовой корпорации за 2003 г., например, назывался «Инновация, влияние, устойчивость» и в нем большое место отводилось именно социально-экологическим вопросам, в частности, участию МФК в достижении Целей Тысячелетия.

Впервые на Талльбергском форуме я узнал, что в ряде крупных международных корпораций введены должности директоров или руководителей отделов по устойчивому развитию. В рекламных роликах многие известные фирмы на первое место выдвигают социальные и экологические программы, «работающие» на позитивный имидж компании.

Правительства стран - приверженцев курса на устойчивое развитие продолжают принимать меры по вовлечению бизнеса в данный процесс. Недавно правительство Швеции приняло решение о том, что все ее 55 государственных компаний (в лесном хозяйстве, инфраструктуре и телекоммуникациях) обязаны будут ежегодно предоставлять отчет об устойчивом развитии, начиная с 2009 г.

Уже упомянутый Лестер Браун, говоря о Дании как мировом лидере в деле построения экоэкономики, приводит такие данные: там запрещено строительство ТЭЦ, работающих на угле; запрещена упаковка напитков в тару, непригодную для повторного использования; 15% всей производимой в стране электроэнергии вырабатывается за счет силы ветра; 32% всех поездок по Копенгагену совершается на велосипедах.

Правительство Швеции также планирует полностью прекратить использование нефти к 2020 г. Это будет сделано за счет возобновляемых источников энергии. С марта 2007 г. вступил в силу новый технический регламент для строительства в Испании, согласно которому застройщики обязаны помещать солнечные батареи на все вновь вводимые и реконструируемые здания. Согласно решению испанского правительства солнечные панели на жилых зданиях должны обеспечить нагрев 30-70% воды. Правительство Китая приняло решение о запрещении с июня текущего года использование бесплатных пластиковых пакетов в магазинах из-за сложности их утилизации.

Дальновидные компании быстро реагируют на подобные тенденции, изменяя производство и системы сбыта, вкладывают ресурсы в исследования и инновации, вводят в практику консультации с представителями местных сообществ, рассчитывают «экологический след» своего производства.

Компании - лидеры движения за устойчивое развитие предпринимают все новые шаги в этом направлении. Toyota еще в 1997 г. начала выпуск гибридного (совмещающего двигатель внутреннего сгорания и электромотор) автомобиля Prius, и к ноябрю 2007 г. их было продано 1 250 000. Так потребители «проголосовали своим кошельком» за более экологически чистый и экономящий топливо автомобиль. Недавно президент компании заявил, что Toyota планирует предлагать гибридные модели на всех сериях своих машин. А на конференции «Устойчивое развитие и наука» в Лейпциге, в которой я принимал участие летом 2007 г., мне удалось впервые посидеть в «Мерседесе», работающем на топливных элементах. После того как двигатель машины поработал несколько минут, на полу выставочного павильона образовалась небольшая лужа чистой воды - «выхлоп» от работы двигателя…

Много других производственных фирм, быстро уловивших будущий спрос рынка, уже получили благодаря этому многомиллионные прибыли. Пример - датские и немецкие фирмы, заработавшие и продолжающие зарабатывать на производстве и обслуживании ветровых электроустановок.

Предприниматели должны быть готовы к изменениям в поведении потребителей. «Устойчивое потребление» из лозунга переходит в разряд практических действий. В экономически развитых странах мира все больше покупателей продуктов и услуг отдают предпочтение «зеленому» предложению. Результаты недавно проведенного в США опроса 22 тыс. потребителей показали, что около 50% из них при принятии решения о покупке учитывают хотя бы один из четырех «факторов устойчивости» (экологичность продукта и упаковки, экологичность поведения производителя и продавца). Около 40% покупателей однозначно отдают предпочтение экологически чистым (organic) продуктам. Кстати, это было неожиданностью для маркетологов, которые рассчитывали, что такие продукты будут пользоваться спросом лишь у небольшой группы наиболее богатых людей.

«Зеленый лейбл» помогает поднять продажи, - констатируют исследователи рынка. Сегодня, также по результатам опросов, около 12% взрослых американцев готовы платить больше за «экологически дружественный» (eco-friendly) товар (т.е. наносящий меньший ущерб окружающей среде), будь то энергосберегающие телевизоры, пылесосы или зубная паста и кофе. «Мы покупаем электроэнергию от «зеленого» производителя, использующего возобновляемые источники энергии», - с гордостью говорили представители немецких организаций во время визита группы белорусских строителей в Германию летом прошлого года. Да, там, оказывается, можно выбрать поставщика электроэнергии…

Компании учатся, как избежать экологических ошибок, вводят внутренний «аудит устойчивости», оплачивают экологическую сертификацию. Характерна реклама одного из отелей в Швеции, где рядом с эколэйблом висит плакат:

«Цены на наши услуги примерно такие же, как у соседей. Но мы добавляем к качеству обслуживания клиента еще следующие качества:

- используемые в нашем отеле моющие средства меньше загрязняют окружающую среду;

- мы производим раздельный сбор и утилизацию отходов;

- мы применяем энергосберегающее и экономящее воду оборудование;

- мы покупаем продукты для нашего ресторана в рамках программы «Справедливая торговля» (Fair Trade).

Выбирайте, уважаемый гость!»

И все больше клиентов отдают предпочтение такому подходу.

Что же еще может привлечь бизнес в движение за устойчивое развитие? Как повлиять на владельцев компании, чтобы они изменили свое поведение на устойчивое и экологически дружественное? В книге «Социально-экономический потенциал устойчивого развития» (Сумы, Университетская книга, 2007) приводятся такие аргументы Паула Экинса (Paul Ekins) за эколого-экономические преобразования на предприятиях:

- снижение норм потребления ресурсов или же предотвращение загрязнения (снижение объема отходов) позволяет сэкономить денежные средства путем уменьшения запаса материалов; снижаются также издержки, связанные с необходимостью соблюдения экологических норм и стандартов;

- добровольное снижение воздействия предприятий на природную среду позволяет минимизировать будущие экологические риски и затраты на проведение мероприятий по очистке и восстановлению территории от загрязнения;

- компании, экологический уровень которых выше, чем у их конкурентов, получают значительные преимущества на рынке;

- новые экологически чистые продукты и технологии могут способствовать повышению спроса на них и создают новые перспективы для бизнеса;

- компании с активной природоохранной политикой пользуются хорошей репутацией, что привлекает квалифицированные кадры, улучшает моральный климат в коллективе, привлекает инвесторов, повышает доверие общества к фирме, способствует улучшению управления фирмой.

В рамках парадигмы устойчивого развития большой интерес для бизнеса может представлять также реализация подходов, получивших название «Фактор четыре» и «Фактор десять». Первая из этих концепций была выдвинута всемирно известными специалистами в области охраны окружающей среды в докладе «Фактор четыре. Затрат - половина, отдача - двойная» Римскому клубу в 1995 г. «Фактор четыре» предлагает новый подход к прогрессу, ставя во главу угла увеличение продуктивности ресурсов. Как утверждают авторы, мы можем жить в два раза лучше и в то же время тратить в два раза меньше ресурсов, что необходимо для устойчивого развития человечества в будущем. Решение заключается в том, чтобы использовать электроэнергию, воду, топливо, материалы, плодородные земли и т.п. более эффективно, часто без дополнительных затрат и даже с выгодой. Как весьма убедительно (с использованием конкретных примеров) показывает «Фактор четыре», большинство технических решений наших проблем уже имеется и ими надо воспользоваться прямо сейчас. Доклад этот опубликован на русском языке: Вайцзеккер Э., Ловинс Э., Ловинс Л. Фактор четыре. Затрат половина - отдача - двойная. Новый доклад Римскому клубу / пер. с англ. - М., 2000.

Аналогичная по смыслу концепция и общественное движение, ставящее целью за период жизни одного поколения достичь 10-кратного роста эффективности использования природных ресурсов и материалов. Существует международный научный клуб (Factor 10 Club) и институты, занимающиеся разработкой данной концепции (см., например: www.factor10-institute.org ).

Особой и, на наш взгляд, весьма перспективной нишей участия бизнеса в процессах устойчивого развития является участие предпринимательского сектора в разработке и реализации стратегий устойчивого развития территорий - Местных повесток на XXI в. Этот феномен возник в связи с принятием Международной конференцией ООН по окружающей среде и развитию в 1992 г. в Рио-де-Жанейро «Повестки на XXI в.». В этой программе действий Местные повестки-21 были предложены в качестве одного из инструментов решений глобальных проблем. Их лозунгом стали слова: «Мыслить глобально, действовать локально». Начинание прижилось, и когда через 10 лет, в 2002 г. на Всемирном саммите по устойчивому развитию в Йоханнесбурге подвели итоги, оказалось, что именно Местные повестки-21 стали в этот период наиболее эффективным средством реализации решений Рио. За эти 10 лет в 113 странах мира было разработано и реализовано (или находилось в стадии реализации) около 6500 таких инициатив. Причем местные инициативы в области устойчивого развития возникали и осуществлялись как на уровне довольно больших территорий, охватывающих значительные части стран, так и на уровне городов, районов и даже деревень, микрорайонов, дворов и школ.

Местные повестки-21 и участие в этом процессе бизнеса - тема для отдельной статьи. Первым шагом на пути в этом направлении могло бы быть создание в Беларуси Клуба «Бизнес за устойчивое развитие». В настоящее время Международный гуманитарно-просветительский фонд «Живое партнерство» при финансовой поддержке Корпорации ISAR (США) открыл Общественную приемную по Местным повесткам-21, в рамках которой мы начали подготовку к реализации идеи такого Клуба. Заинтересовавшиеся данной темой могут связаться с нами через редакцию журнала «Директор» или по электронной почте: sivagrak@yahoo.com