Иван ВОРОБЬЕВ, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики и управления на предприятиях химико-лесного комплекса БГТУ
Таисия КАШТЕЛЯН, кандидат экономических наук
Андрей ЕРМАЛИЦКИЙ

 

Лесное хозяйство Беларуси - одна из немногих отраслей народно-хозяйственного комплекса, которая до настоящего времени дотируется из бюджета. Так, Программой развития лесного хозяйства на 2007-2011 гг. без учета затрат на содержание государственной лесной охраны, лесохозяйственного аппарата и прочих лесохозяйственных работ предусматривается привлечение бюджетных средств по всем органам управления на планируемый период в размере 460 млрд. руб. При этом следует иметь в виду, что общая площадь земель лесного фонда республики составляет 9,3 млн. га, в т.ч. площадь покрытых лесом земель - 7,8 млн. га, лесистость территории республики - 37,7%. Если учесть возрастающую напряженность государственного бюджета и большие неиспользуемые экономические резервы отрасли, то ускоренный переход на самофинансирование и инновационный путь развития являются актуальными задачами.

Пути их решения - это прежде всего самофинансирование текущей деятельности и внедрение в практику научно-технических достижений. Важная роль отводится экономическим категориям: себестоимости, цене, планированию и управлению.

В лесном хозяйстве данные категории не учитывают в полном объеме особенности производства. Они не отражают, а следовательно, не стимулируют выполнение задач устойчивого лесопользования, т.е. использование лесных ресурсов, сохраняющее биологическое разнообразие и продуктивность лесов.

Экологическая составляющая, как особенность лесохозяйственного производства, до настоящего времени воспринимается абстрактной величиной. Стоимостное ее измерение с позиций формирования затрат лесного хозяйства и их возмещение в результате реализации всех видов лесосырьевых ресурсов на данном этапе отсутствует. Поэтому основополагающие принципы управления лесами: неистощительность, непрерывность, комплексность лесопользования и другие не могут быть в полной мере соблюдены из-за отсутствия экономического интереса.

Одна из основных особенностей лесохозяйственного производства заключается в том, что хвойные древостои, например, достигают периода спелости в возрасте 80-100 лет, а необходимые средства для восстановления, охраны и защиты леса и других работ требуются постоянно в течение всего периода лесовыращивания.

В других отраслях народно-хозяйственного комплекса на восстановление основных средств (активной части) в среднем в течение 10 лет предусматриваются соответствующие накопления. Известно, что в период НЭПа в лесопользовании устанавливались так называемые «долевые отчисления» за эксплуатацию ценного производственного ресурса «в виде определенных процентов от продажной стоимости заготовленной, обработанной и переработанной древесины и ее продуктов» на уровне не ниже попенной платы. Следовательно, для неистощительного и непрерывного лесопользования, как и в других сферах хозяйствования, в настоящее время необходимы постоянные накопления средств.

Базируясь на результатах проведенного исследования, предлагаем формировать фонд «лесоэкологического восстановления» в размере до 10% себестоимости 1 м3 реализуемой обезличенной древесины.

Эффективность любого производства во многом определяется обеспеченностью и состоянием основных производственных фондов, уровнем их физического и морального износа, поэтому «амортизация основных средств» выступает одной из основных статей затрат, главная задача которой - аккумуляция финансовых ресурсов для своевременного обновления имущества по всей технологической цепочке: от получения семян и посадочного материала до реализации древесины. В зависимости от экономической среды она может быть равномерной, ускоренной или равномерно-ускоренной. Но при различных темпах возмещения стоимости основных производственных фондов накопленные в среднем за 10 лет средства должны обеспечить полное их обновление, и особенно активной части.

В системе факторов, обеспечивающих устойчивое положение субъектов лесного хозяйства на рынках продукции (работ, услуг), большое значение должно придаваться постоянной инновационной деятельности в следующих направлениях: совершенствование организации производства и мотивации труда, повышение технико-технологического уровня, улучшение породной и возрастной структуры лесов. В этой связи предлагаем включить в расходы, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг), статью «Затраты на инновационную деятельность» в размере до 10% себестоимости 1 м3 реализуемой обезличенной древесины.

Важнейшую роль в осуществлении лесохозяйственной и лесозаготовительной деятельности играет дорожное строительство. Для транспортного освоения лесных территорий оптимально требуемая густота дорожной сети принята равной 0,432 км на 100 га общей покрытой лесом площади. В Беларуси данная характеристика в 2 раза меньше указанной. Сложившаяся ситуация определяет объективную потребность формирования дорожного фонда в размере до 10% себестоимости 1 м3 реализуемой обезличенной древесины, что будет способствовать поддержанию в исправном состоянии имеющихся дорог и ускоренному наращиванию объемов их строительства. По оценкам специалистов, в Беларуси необходимо иметь около 50 тыс. км постоянно действующих лесных дорог, что гораздо выше существующей их общей протяженности.

При сложившихся объемах реализации древесины ежегодная аккумуляция финансовых средств, необходимых для осуществления эффективной лесохозяйственной деятельности, может составить около 150 млрд. руб. в год. С учетом других источников поступления этого вполне достаточно для перехода отрасли на самофинансирование.

Не следует опасаться, что такой подход к формированию себестоимости будет способствовать ее постоянному увеличению. Наоборот, он предполагает ее постепенное относительное снижение, главным образом за счет своевременного обновления основных производственных фондов, повышения квалификации работающих, достойной мотивации труда персонала, осуществления постоянной инновационной деятельности.

В настоящее время цены на древесину обеспечивают поступление собственных доходов, компенсирующих затраты на ведение лесного хозяйства лишь на 42-44%. Ясно, что низкие цены на древесину не стимулируют эффективную лесохозяйственную деятельность.

Предлагаем следующую систему цен на среднюю деловую древесину (диаметр в верхнем срезе без коры 14-24 см), отпускаемую в готовом виде.

Целевые цены, имеющие функцию нормативных индикаторов. Рассчитываются исходя из среднесложившихся или среднепланируемых по отрасли затрат для конкретных условий и периода хозяйствования и требуемого уровня рентабельности, но не ниже критической точки обеспечения расширенного воспроизводства. В нашем случае - 25-30% рентабельности лесохозяйственной деятельности. Апробация данного вида цен в течение 2005 г. показала, что они должны быть для обезличенного 1 м3 древесины на уровне 140 тыс. руб.

Гарантированные или защитные цены должны покрыть издержки лесохозяйственной деятельности и обеспечить рентабельность 5-10% при сложившихся ее среднеотраслевых условиях и среднеотраслевых затратах. Они могут быть ниже рыночных, но хорошо защищают товаропроизводителей и обеспечивают определенную выручку.

Пороговые цены могут применяться для защиты и поддержки отечественных товаропроизводителей или их групп при перенасыщении потребительского рынка лесопродукцией, реализуемой по демпинговым ценам. Они должны устанавливаться на уровне, позволяющем возместить издержки и предотвратить разорение и банкротство товаропроизводителей, т.е. обеспечить рентабельность 1-2%.

Цены мониторинга (минимальные и максимальные). Могут вводится в целях устранения дефицита или избытка продукции на рынке, восстановления рыночного равновесия и предотвращения резкого колебания розничных цен. Их правомерно называть и ценами «быстрого действия», когда надо быстро навести порядок на рынке, сбить потребительский ажиотаж или исключить затоваривание продукции. При ее дефиците они выполняют стимулирующую роль и создают благоприятные условия для дополнительного производства и притока продукции на рынок. При избытке - имеют дестимулирующее значение, что делает дополнительные поставки невыгодными. В нашем случае в качестве минимальных могут быть приняты защитные цены, максимальных - целевые.

Залоговые цены могут практиковаться в порядке предварительного заказа на заготовленную древесину. Это договорные цены, базирующиеся на предполагаемых затратах и получении необходимой прибыли с учетом интересов договаривающихся сторон. В процессе производства фактические цены по отношению к залоговым могут меняться, а могут оставаться прежними, зафиксированными в договорах, но в любом случае они не должны быть ниже пороговых. Данные цены способствуют объективному планированию производства и стабилизации производственно-экономических и торговых отношений.

Свободные цены. В настоящее время основным элементом механизма экономических отношений на рынке являются рыночно ориентированные, или свободные цены, формирующиеся под воздействием стоимости производства и сбыта, спроса и предложения, объективно устанавливаемые на рынке в условиях конкуренции. Это исторически исходная базовая форма ценообразования, учитывающая законы рыночной экономики: спроса и предложения, стоимости, опережающего роста производительности труда.

Нельзя экономически обосновать сложившееся положение, при котором таксовая (корневая) цена 1 м3 древесины рубок главного пользования, т.е. деревьев, достигших возраста спелости, составляет от 5 до 10 долл. Иначе как бесхозяйственность это квалифицировать нельзя. Необходимо учитывать, что с одной средней спелой сосны можно получить лишь до 1 м3 обезличенной древесины и выручить за это в нашей республике лесохозяйственное учреждение может только 5-10 долл. Поэтому появилось много желающих заготовить древесину и затем, главным образом в виде балансов, реализовать ее в сопредельные государства, где цены выше в десятки раз.

Учитывая сложившуюся экономическую ситуацию, целесообразно отказаться от таксовых цен, перейти на защитные и пороговые цены, которые при реализации древесины на корню или в заготовленном виде (деловой, в т.ч. мелкотоварной, дровяной) снижать нельзя. Исключением могут быть случаи, определяемые президентом или правительством, при условии, что древесина будет подлежать глубокой механической или химической переработке внутри нашей страны.

Мотивировка, что приближение к мировым ценам снизит конкурентоспособность отечественной деревообрабатывающей промышленности на внутреннем и мировом рынках, несостоятельна. Наоборот, это подтолкнет к ускоренному поиску и внедрению новых технико-технологических и экономических решений. Мировой опыт свидетельствует: государства, в которых стоимость природных ресурсов высокая, имеют, как правило, и адекватный технико-технологический уровень, позволяющий осуществлять производство конкурентоспособной продукции. Деньги следует искать не в дешевизне лесных ресурсов, а в их эффективном извлечении через глубокую механическую и химическую переработку.

Программой развития лесного хозяйства на 2006-2011 гг. удельный вес бюджетного финансирования в общих расходах планируется в размере 56-58%, что ежегодно в стоимостном выражении будет составлять около 250 млрд. руб. Для перехода лесного хозяйства на самофинансирование потребуется определенный переходный период.

Проблема заключается в том, каким путем при сложившейся системе управления, системе доходов, взаимоотношений между субъектами хозяйствования и государством можно обеспечить постоянную мотивацию экономического интереса персонала лесхозов: не просто получать бюджетные средства (путем административно-волевых решений), а зарабатывать их при условии соблюдения принципов эффективной лесохозяйственной деятельности - неистощительности, непрерывности, устойчивости, комплексности.

Можно использовать традиционный путь, который базируется на планировании расходов по всем видам деятельности от достигнутого уровня, т. е. тот, кто лучше и больше сможет обосновать затрат, тот и увереннее будет себя чувствовать в планируемом периоде. Но есть другой, более эффективный путь получения бюджетных средств через конечный результат труда, в качестве которого выступают доходы от реализации древесины с рубок ухода, главного пользования и прочих рубок и т.д.

Основной конечный продукт лесохозяйственной деятельности - древесина. Он аккумулирует в себе уровень хозяйствования с учетом природных, технико-технологических и других факторов. Зная прогнозные расчеты по заготовке древесины, можно достаточно просто определить количество средств для каждого производственного лесохозяйственного объединения (ПЛХО) и каждого лесхоза в частности.

Важной составляющей инновационного развития предприятий выступает планирование. В настоящее время приоритетным является ретроградный метод, или планирование «сверху-вниз». В то же время передовой отечественный и зарубежный опыт показывает, что предпочтение надо отдавать прогрессивному методу, или планированию «снизу-вверх».

Требуется выделить общие, особенные и частные показатели по уровням планирования, на основании которых может быть разработана информационная база для применения прогрессивного и встречного методов планирования.

Среди факторов, определяющих развитие лесохозяйственной деятельности, существенная роль отводится эффективному механизму управления. В системе Министерства лесного хозяйства функционирует 6 региональных лесохозяйственных объединений и 96 государственных лесохозяйственных учреждений (лесхозов). Исследования показали, что в настоящее время нет необходимости в реорганизации сложившейся системы управления лесным хозяйством.

Проблема состоит не в механической смене форм тех или иных управленческих структур, а в совершенствовании и обогащении их новым экономическим содержанием. Так как лесхозы выступают в качестве основных производственных единиц, в которых формируется основной доход отрасли, они прежде всего нуждаются в рыночных методах. При решении данной проблемы основой должны стать лесничества, которые являются первичными звеньями в многоступенчатой системе лесоуправления. Объектом воздействия для руководителей лесничеств должен быть не только лес как экосистема, но и весь процесс воспроизводства лесных ресурсов в технологической цепочке «лесовыращивание - лесоэксплуатация - лесопереработка - реализация конечных продуктов». Требуется повысить статус лесничества, его самостоятельность и ответственность через экономический интерес персонала.

С этой целью нами предлагается на базе региональных ПЛХО организовать кооперативные структуры следующего содержания: на базе областного аппарата управления формируется головная организация, лесхозы и лесничества выступают в качестве ее участников.

Государственная форма собственности для организации такого рода кооперативных структур не является препятствием.

Создание кооперативной структуры преследует решение следующих основных задач:

- объединение капиталов с целью совместного решения приоритетных задач в интересах всех участников;

- структурные преобразования и эффективное управление предприятиями разных форм собственности;

- укрепление позиций участников за счет снижения издержек в технологической цепи «производство - сбыт продукции»;

- эффективное обеспечение потребностей участников в материальном, технико-технологическом обслуживании и других вопросах деятельности;

- осуществление согласованной маркетинговой, финансово-кредитной, инвестиционной и инновационной политики.

Данная кооперативная структура будет способствовать минимизации негативных последствий централизованного управления и способствовать развитию экономики в соответствии с поставленными государством задачами, а также поддерживать развитие конкуренции на основе многообразия форм собственности и хозяйствования, поскольку предполагается вхождение и наличие в ней не только государственных, но и субъектов других организационно-правовых форм.

Эффективность любой организационно-управленческой структуры определяется способностью координировать и направлять действия всех участников на выполнение поставленных задач. С этой целью предлагаем всем подразделениям основного, обслуживающего и вспомогательного производства иметь в бухгалтерии лесхозов субсчета, на которых бы объективно учитывались расходы и доходы.

Такой подход будет способствовать повышению эффективности производства продукции, работ, услуг через экономический интерес каждого работника. Отпадет потребность в регулировании и установлении «сверху» количества персонала. Коллективы сами будут решать вопросы численности и уровня квалификации работников, сами будут делить хозрасчетный доход и определять рациональные пути его использования. Когда коллектив в целом и каждый работник в отдельности начнут искать способы зарабатывания денег, тогда и будет открыт путь к постоянному повышению эффективности.

 

В статье

Темы: Лесное хозяйство Беларуси, инновационное развитие лесного хозяйства