Владимир НАДЕЖДИН


Каждый год мы задаем себе вопросы: удалось ли осуществить задуманное, будут ли условия в ближайшем будущем способствовать реализации наших планов? Именно в таком контексте ежегодно в январе проходят заседания Республиканского клуба директоров Бизнес союза предпринимателей и нанимателей имени профессора М.С.Кунявского. Очередной форум состоялся 11 января в Раубичах.

Каковы же итоги 2007 г., и что ждет предпринимателей в новом году?


Экономика

Как отметила заместитель министра экономики Т.М.СТАРЧЕНКО, в прошедшем году удалось сохранить высокие темпы экономического роста, что выразилось в выполнении большинства важнейших параметров прогноза. Рост ВВП составил 8,2, продукции промышленности - 8,3, инвестиций в основной капитал -15, экспорта товаров и услуг - 23,2%.

Несмотря на повышение цен на газ и нефть, благодаря правильному распределению возросшей энергоресурсной нагрузки и скорректированной системе цен и тарифов обеспечено сохранение конкурентоспособности продукции и экономики. Если в целом для страны стоимость природного газа увеличилась на 114,2%, то для потребителей реального сектора экономики - на 88,9. Рост тарифов на электрическую энергию составил 35,9, а на тепловую - 57,8%.

В результате не допущено резкого снижения рентабельности реализованной продукции, работ и услуг, которая в промышленности составила 13%. Производительность труда возросла на 7,6, а энергоемкость ВВП снизилась на 9%.

Однако не все показатели столь радужны. Из-за роста цен на импортируемые энергоносители резко выросло отрицательное сальдо внешней торговли: превышение импорта над экспортом превысило 2 млрд. долл.

Не удалось выйти на прогнозное значение инфляции. Индекс потребительских цен составил более 112 при прогнозе 106-108%. Но здесь «виноваты» не только энергоносители. Во многом инфляционные процессы подстегнул рост цен на продовольствие, охвативший все регионы мира.

Касаясь планов на 2008 г., Т.М. Старченко напомнила, что хотя глава государства Указом №656 утвердил важнейшие параметры социально-экономического развития Республики Беларусь, в которых предусмотрен рост ВВП на 8-9%, в то же время он поставил задачу ориентироваться на показатель 11%. Это что-то вроде когда-то практиковавшихся встречных планов, однако с тем отличием, что они идут не снизу, от предприятий, а сверху - от органов государственного управления.

Для реализации этого решения разработан совместный план действий Совета Министров и Национального банка. Предусмотрено продолжить работу по стимулированию роста промышленного производства, увеличению выпуска потребительских товаров, формированию благоприятных условий для создания новых производств. Будут утверждены отраслевые мероприятия по финансовому оздоровлению убыточных организаций, снижению материалоемкости, общих затрат на производство промышленной продукции.

Предусматривается рост инвестиций в основной капитал на 25%: в экономику и социальную сферу будет направлено 33,7 трлн. руб., или 15,6 млрд. долл. При таких масштабах обойтись внутренним источниками, как это было преимущественно в прежние годы, уже невозможно. На первый план выдвигается задача привлечения иностранных и частных инвестиций, особенно в малых городах и сельской местности.

Проблема привлечения иностранных инвестиций вызвала на заседании РКД дискуссию. В числе мер, способствующих их притоку, заместитель министра экономики назвала проведенные в 2007 г. мероприятия по упрощению регистрации бизнеса, землеотведения, снятие ряда ограничений бюрократического порядка, а также полученный республикой суверенный кредитный рейтинг.

Но дадут ли эти меры ожидаемый эффект? Ведь, как призналась Т.М.Старченко, и до этого делалось немало для привлечения зарубежного капитала - льготное налогообложение, в том числе в свободных экономических зонах, объявление моратория на изменение законодательства. Однако это почти никак не повлияло на приток инвестиций. Значит дело в чем-то другом? К тому же, по ее мнению, нужны не просто деньги, а технологии, которые позволят выпускать конкурентоспособную продукцию. Но это возможно осуществить только при условии привлечения транснациональных корпораций, для этого нужна определенная политическая воля.

Однако, как посчитали участники заседания, следует в корне менять систему существования бизнеса. Директор иностранного ООО «ВИЛО БЕЛ» В.В.ЗЕМША сказал:

- Когда разрабатывают законы, оценка им дается специалистами органов государственного управления. Но иностранные инвесторы думают по-другому: они сравнивают условия хозяйствования в Беларуси и в других странах, и многие говорят, что у нас они - хуже. Основное препятствие - отсутствие прозрачности для ведения бизнеса, ведь по существу все держится на энтузиастах. Когда мы оцениваем результаты деятельности по правилам белорусского бухучета, получается прибыль, если применяем нормы Международной финансовой отчетности - убыток! Такой системы, как у нас, нет ни в одной стране мира: даже в Ливане, где идет война, она гораздо проще и лояльнее по отношению к предпринимателям.

Возможно, это понимают в органах государственного управления, однако принимаемые решения по-прежнему подразумевают не интерес субъектов хозяйствования, а их принуждение. Так, подготовлен проект постановления правительства «Об инвестиционной деятельности в Республике Беларусь в 2008 г.», которым устанавливаются задания по привлечению иностранных инвестиций в сумме 2,8 млрд. долл., половина из них - прямые. Опять министерства «распишут» эти цифры по каждому предприятию практически без учета эффекта от этих средств. И субъекты хозяйствования будут вынуждены искать «импортные» деньги где угодно, только бы отчитаться перед вышестоящими органами.

Своего рода «фишкой» в инвестиционной сфере у власти стала Государственная комплексная программа развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007-2010 гг., которая вместе с другими нормативными актами предусматривает создание льготных условий хозяйствования в населенных пунктах с численностью населения до 50 тыс. человек, а таких в республике 187. Но и здесь возникает немало сомнений: пойдет ли иностранный капитал в города и поселки с неразвитой инфраструктурой, а часто и произволом местных властей. Ведь не случайно один из участников заседания заметил, что инвестициям в республику препятствует крайне высокий уровень коррупции.

В то же время следует отметить, что, пусть и с большим опозданием, но начинают пробивать дорогу решения, направленные на упрощение ведения бизнеса. 17 декабря 2007 г. принят Декрет главы государства №8, которым установлен принцип «одного окна» при ликвидации субъектов хозяйствования, «похудел» перечень документов, необходимых для регистрации юридических лиц, сокращены ее сроки, вдвое уменьшены минимальные размеры уставных фондов.

Повлияют ли эти и другие меры на активизацию деятельности предприятий, покажет время. Ведь, как свидетельствует практика, мало принять хорошие решения, важно то, как они будут реализовываться на практике. А с этим у нас, увы, не все благополучно.


Финансы

Не столь оптимистичным, как заместитель министра экономики, был первый заместитель Председателя Правления Нацбанка П.В. КАЛЛАУР.

- Несмотря на впечатляющие показатели ВВП, в целом в прошлом году наблюдались негативные тенденции, обусловленные несбалансированностью экономики, - отметил он. - Это нарастание дефицита текущего счета платежного баланса в пределах 2,5 млрд. долл., рост инфляции. Кроме упоминавшихся внешних причин, определенную роль сыграли решения, которые принимались без учета необходимости сбалансированного экономического роста, в частности, рост доходов населения, не обеспеченных повышением производительности труда.

Из сложившейся трудной ситуации, по его словам, правительство и Нацбанк сделали выводы и приняли меры безопасности. Золотовалютный фонд увеличился вдвое, достигнув 5 млрд. долл., и сегодня его размер сопоставим с объемом двухмесячного импорта, что дает больший запас прочности.

Благодаря этому Нацбанк в состоянии обеспечить стабильность национальной валюты. На текущий год предусмотрено отклонение курса белорусского рубля к доллару США в пределах ±2,5%. Инфляция прогнозируется не более 6-8%. К этому уровню будут привязываться ставка рефинансирования, которая, скорее всего, составит 9%, и процентные ставки по кредитам - они не превысят 11-12%. В прошлом году активы банков выросли примерно на 40%, в текущем году также планируется увеличить их на 41%. Это гораздо больше, чем рост экономики, поэтому можно говорить о том, что развитие банковского сектора происходит опережающими темпами и помогает общему экономическому росту страны. В 2008 г. банки планируют привлечь ресурсов на 1 млрд. долл. больше, чем в 2007 г.

А между прочим, прошлый год был удачным для банковской системы в части привлечения стратегических инвесторов: пришли серьезные российские банки - «Развитие» и Внешторгбанк. После того как были введены новые правила для банков, работающих в свободных экономических зонах, появились инвесторы из Польши, Украины, Чехии. Проявили интерес финансисты Ливана и Ирана, которые готовы купить ряд небольших белорусских банков.

Нацбанк также занимается упрощением процедур для субъектов хозяйствования. Сейчас готовятся изменения в указ главы государства, регламентирующий внешнеэкономическую деятельность и валютный контроль. Планируется существенно упростить процедуры, связанные с паспортами сделок, которые предприятия смогут оформить в банках, где они обслуживаются. Предусмотрено также продление сроков возврата валютной выручки не Минторгом, а региональными отделениями Нацбанка, что будет удобно субъектам хозяйствования.


Налоги

О существенных изменениях в налоговом законодательстве в 2008 г. проинформировал член комиссии по бюджету, финансам и налоговой политике Палаты представителей Национального собрания Ф.В. СТРИКОВ.

Во-первых, намечено дальнейшее снижение налоговой нагрузки, в первую очередь за счет отмены налога с пользователей автомобильных дорог в размере 1% от оборота. Подсчитано, что субъекты хозяйствования получат дополнительные средства в сумме 1 трлн. руб.

Из оборотных налогов остается только сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельхозпродукции, продовольствия и аграрной науки в размере 2%.

Кроме этого Законом «О бюджете Республики Беларусь на 2008 г.» отменяются местные сборы как за осуществление торговли, так и строительство объектов на территории соответствующих административно-территориальных единиц, а также сбор за размещение наружной рекламы на иностранном языке.

Отменяются и отчисления в государственный целевой бюджетный фонд строительной науки Министерства архитектуры и строительства. Ее финансирование будет производиться из средств отраслевого инновационного фонда.

Позитивные изменения произошли и в налогообложении доходов страховых организаций. Законом Республики Беларусь «О внесении дополнений в некоторые законы Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Беларусь и их отдельных положений по вопросам налогообложения» предусматривается ввести освобождение от уплаты налога на ту часть, которая получена в результате инвестирования средств страховых резервов и направлена на увеличение накоплений на лицевых счетах застрахованных лиц. Это позволит более надежно защитить накопления страхователей от инфляции, увеличить конкурентоспособность страховых услуг.

В определенной степени на снижение налоговой нагрузки повлияют и изменения, вносимые в порядок зачета НДС некоторым категориям плательщиков.

Всего изменения внесены в 12 законов, в том числе и в Общую часть Налогового кодекса.

Вот наиболее важные из них.

Закон Республики Беларусь «О налоге на добавленную стоимость».

1. Вводятся единые условия признания индивидуальных предпринимателей налогоплательщиками НДС. С 2008 г. это будет превышение установленного размера (40 тыс. евро) оборота по реализации товаров (работ, услуг). В Закон включены положения, которые на комплексной основе будут регулировать порядок применения такого налога, условия признания предпринимателей плательщиками НДС.

2. Появилась норма, направленная на признание объектом налогообложения НДС всех видов имущественных прав, признаваемых реализованными. Это позволит обеспечить обоснованный подход к определению объектов налогообложения НДС с учетом норм Гражданского кодекса Республики Беларусь.

3. Предусмотрена оптимальная схема зачета НДС для субъектов хозяйствования. Например, из объекта налогообложения исключаются определенные схемы использования товаров, работ, услуг на собственное потребление непроизводственного характера.

4. Установлено право получения полного вычета сумм «входного» налога вне зависимости от направления использования основных средств и нематериальных активов.

В целом внесенные изменения систематизируют многие положения, размещенные ранее по разным статьям, что делает структуру закона более удобной и понятной для пользователя.

Закон Республики Беларусь «О налогах на доходы и прибыль».

Предусмотрено построение с 01.01.2008 г. налога на прибыль по принципу налогообложения валовой прибыли, уменьшенной на сумму расходов, связанных с производством и реализацией продукции.

Нововведение касается как юридических лиц Республики Беларусь, так и иностранных организаций - плательщиков налога.

Закон Республики Беларусь «О налоге за использование природных ресурсов (экологический налог)».

Во-первых, объединены платежи за размещение отходов производства и за товары, помещенные под таможенный режим уничтожения и утратившие свои потребительские свойства, - по ним будет представляться одна декларация.

Во-вторых, существенно упрощен порядок уплаты экологического налога за размещение и хранение отходов производства. Это делается путем передачи функции налоговых агентов к владельцам полигонов. При сохранении действующей налоговой базы это позволит сократить с 15 тыс. до 170 количество субъектов, уплачивающих такие платежи.

В-третьих, в целях упрощения налогового администрирования экологического налога сохраняется обязанность плательщиков подавать налоговые декларации по платежам экологического налога за добычу природных ресурсов, за выбросы, сбросы загрязняющих веществ только в налоговый орган по месту постановки на учет. Распределение сумм налога между местными бюджетами тех административных территориальных единиц, где осуществляются изъятие или выбросы, будет производиться согласно реестру.

Закон Республики Беларусь «О подоходном налоге с физических лиц».

С 2008 г. лица, получающие доход не по основному месту работы, смогут там же получить и стандартный налоговый вычет, без обращения в налоговый орган и оформления декларации.

Кроме того, снижен с 20 до 15% размер ставки подоходного налога в отношении доходов, полученных плательщиками не по месту их основной работы. Изменен и порядок предоставления социальных и имущественных вычетов в случае использования заемных средств на получение образования или приобретение жилья. На них распространяется порядок вычета как и на кредитные средства.

Очень важным является и то, что изменения, внесенные в Закон, призваны реализовать нормы Указа Президента Республики Беларусь от 03.04.2007 г. №162 «О некоторых вопросах применения льгот и вычетов по подоходному налогу с физических лиц». Отныне только Закон становится для всех физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей и частных нотариусов, законодательным актом, который будет определять ставки налога, систему льгот, порядок предоставления налоговых вычетов, а также декларирования доходов.

Законы, регулирующие вопросы налогообложения с учетом внесенных изменений, практически отвечают требованиям документов прямого действия.

Парламент страны и в этом году продолжит работу по совершенствованию налоговой системы и бюджетной политики государства.

Будут рассмотрены следующие вопросы, которые не нашли своего отражения в принятых законах:

•    исключение из объектов обложения налогом на недвижимость активной части основных производственных фондов;

•    установление единых ставок по местному налогу с продаж товаров отечественного и импортного производства в розничной сети;

•    реформирование действующей пятиуровневой шкалы ставок подоходного налога.


Вопросы без ответов

В очередной раз на заседании РКД прозвучали вопросы, на которые не смогли ответить представители органов государственного управления. Создается впечатление, что нормы, регулирующие хозяйственную деятельность, разрабатываются без учета тех, кто должен ее вести. В какой-то мере объяснением этой ситуации были слова Т.М. Старченко, которая сослалась на постоянную нехватку времени. Но, может быть, стоило бы вести нормотворческую работу без спешки и в конечном итоге принимать такие документы, которые учтут пожелания субъектов хозяйствования, а это станет залогом того, что в них в дальнейшем не придется вносить бесконечные изменения?! Другого пути нет, ведь власть не располагает «машиной времени», чтобы приняв решение, сразу же посмотреть, а как оно станет работать в будущем?

Вот какие проблемы были подняты участниками заседания:

•    почему предприятия должны платить все пошлины и налоги на комплектующие изделия еще до того, как выпущена продукция? Ведь тем самым вымываются оборотные средства. Если этот порядок будет отменен, то производители смогут нарастить выпуск продукции, и государство получит дополнительные доходы.

•    почему так усложнена процедура проведения тендеров? Если предприятие намерено приобрести оборудование у известной зарубежной компании, то оно должно просить, чтобы производитель представил баланс, а для него это звучит дико, ведь во всем мире соблюдается коммерческая тайна.

•    почему так много - 49 министерств, ведомств, различных организаций имеют право привлечь директора к административной ответственности?

•    почему у нас такая запутанная и громоздкая система начисления заработной платы?

•    почему до сих пор акции приватизированных предприятий не допускаются к открытой продаже?

•    почему министерства и концерны отмахиваются от инновационных предложений, не желая брать на себя обузу их внедрения?

И снова руководителям предприятий пообещали, что их вопросы будут рассмотрены. Только когда? И не упустим ли мы время, занимаясь более масштабными проблемами и забывая при этом, что успех экономики обеспечивается не в кабинетах государственных организаций, а на микроуровне - на самих предприятиях.