Игорь КАБАЛИК, юрист


Заслушивая в конце года отчет правительства по экономическим вопросам, глава государства высказался, и это высказывание тут же распространили средства массовой информации, что нельзя «душить ни частный, ни государственный сектор непонятными методиками тех налогов, которые должны выплатить предприятия». В случае же, если будут жалобы, придется серьезно разбираться с налоговиками.


Поводом для подобного высказывания явился тот факт, что согласно рейтингу Всемирного банка наша республика по бремени налогов заняла последнее - 178-е место. Для расчета налогов в Беларуси требуется 1188 ч в год, или 7 месяцев. И выводы, и цифры сами по себе очень неприятные, и понятна реакция на них руководства страны. Возникает только один вопрос: само ли налоговое ведомство создавало те методики, положения и инструкции, которые, в сущности, и определили столь низкое место в рейтинге?


Представляется, что существующая система налогообложения отражала определенный этап в развитии государства. Создав ее, закрепили нормативными документами, прошедшими все согласования в министерствах и ведомствах, а после того, как она выполнила поставленные перед ней задачи, - стали вести с ней борьбу. И все это время государственный аппарат и контролеры были «при деле». Все исправно получали заработную плату и систематически отчитывались «об успехах в борьбе...». В результате доработались до того, что ни одно предприятие не могло выполнить все требования, не нарушив в своей деятельности хотя бы одно из них. Потребовалось авторитетное заключение Всемирного банка, чтобы обратить внимание на существующую проблему. После этого опомнились и выявили «врагов» в лице налоговиков.


В любой стране налоговая служба - самая нелюбимая теми, кто создает материальные блага, но и самая жизненно необходимая для функционирования государства. В чем заключается противоречие в нашем случае? Отвечать будут не те, кто разрабатывал, принимал нормативные документы, а те, кто их исполнял. Налоговое ведомство оказалось под двойным ударом. С одной стороны, не исполни требования законов и инструкции - станешь отвечать, с другой стороны, выполни эти требования - будешь еще больше виноват.

Все это свидетельствует о том, что существующий государственный механизм далек от совершенства. Как и в советские времена, у нас все пытаются делать «сверху» и по команде. Есть команда - начинается «шевеление», нет команды - «и так пойдет». Такая система управления нарушает основу любого демократического государства. А суть его в том, что государственный аппарат должен не навязывать свои методы развития, а устранять препятствия на пути этого развития, т.е. не экономика - для госаппарата, а госаппарат - для бизнеса и экономики.

Тогда же на совещании у президента, о котором упоминалось выше, шла речь и о недостатке иностранных инвестиций для развития экономики, и о способах их привлечения. Однако, думается, если не изменить действующие ныне законы, иностранный инвестор в нашу страну не придет, сколько бы мы его ни завлекали обещаниями. В этом вопросе решающим является такой фактор: по каким правилам развивается и живет местный, национальный бизнес?


Если экономика страны существует по одним правилам, а для привлечения иностранного капитала создаются иные, льготные условия, - серьезный инвестор работать не будет. Образно говоря, сыр в мышеловке для того и существует, чтобы на него попались. А что легко дается, то легко и забирается. Риск предполагаемых потерь остановит любой значительный капитал. Самый свежий пример - проблема с автоперевозчиками. Дело в том, что в 2007 г. большая часть автомобильных компаний после изменения республиканского законодательства, особенно в части ввоза новых машин, вывела свой бизнес из Беларуси в Россию. Этому способствовало и правительство союзной страны, которое в конце минувшего года приняло меры по снижению налогооблагаемой нагрузки и упрощению ввоза импортного подвижного состава для автоперевозок. Наши власти не смогли своевременно среагировать на возникшую ситуацию, опомнились лишь тогда, когда белорусские компании закрепились на рынке России, но уже в качестве российских перевозчиков. И теперь заманивать их обратно уже поздно. Наладив бизнес, создав инфраструктуру, они не бросят все это хозяйство под призрачные обещания. Про ушедших нужно забыть и создавать условия для тех, кто придет на их место. Иначе оно просто будет пустовать вопреки известной поговорке.

Можно сколько угодно давать льгот и обещаний, но если в Беларуси, по методике Всемирного банка, совокупный налог в 2006 г. составлял 144,4% прибыли (на Украине этот показатель равнялся 57,3%, а в России - 51,4%), то совершенно ясно, куда надо вкладывать деньги, а куда - не стоит. Не случайно Россия по объему инвестиций вошла в мировую десятку, а по объему золотовалютного запаса находится на 3-м месте после Китая и Японии. Бизнес уважает стабильность.


Знакомясь с предложениями правительства по выходу из создавшегося положения, понимаешь, что это косметические попытки хоть что-то сделать и как-то повлиять на ситуацию. Чего, например, стоит предложение по изменению налогового законодательства, которое в сумме позволит снизить налоговую нагрузку на предприятия всего на 0,1-1,2%. Нужен абсолютно иной подход к вопросу о налогообложении. Следует предложить бизнесу такую форму существования, при которой он начнет рваться в страну, и тем более из России. При этом необходимо учитывать и интересы граждан Беларуси, чтобы они не пострадали в результате этих мероприятий, чтобы не сворачивать жизненно важные социальные программы, как это делается сейчас. Социальные льготы и расходы на них - это последнее, что может отнять у нас власть, чтобы удержать ситуацию, ничего не меняя.


Одним из предложений по выходу из тупика может быть введение единого налога, который изымается со всех сумм, поступающих на счет субъекта в банке. Оставшаяся сумма должна оставаться в полном ведении субъекта, и только он может решать, как с ней поступить. Все те нормативные ограничения, которые этому мешают, должны быть устранены. При этом часть изъятой суммы поступает в республиканский бюджет, а часть - остается на месте. Это повлечет изменение административно-территориальной системы. Ныне существующая иерархия, включающая в себя 3 уровня - районный, областной и республиканский - показала свою неэффективность, поскольку у одних нет денег для реализации жизненно важных целей, а другие не знают, как правильно ими распорядиться.


Территория республики компактна, и система «район-центр» дала бы возможность оперативного управления средствами, поступающими в виде налогов. Это позволит решить проблему дотационных районов. Бизнесу будет выгодно переключаться на районы с их дешевой рабочей силой и свободными территориями. При нынешней системе он вынужден «жаться» к столице и областным центрам, т.е. к месту сосредоточения чиновничества, которое сейчас решает, «сколько брать и кого драть...». Такова современная система власти. Не решив этой основной и принципиальной задачи, мы нынешними полумерами не выправим положение в экономике и в целом по стране.


В конце концов, все новое должно и развиваться по-новому, по иным правилам, чем те, которые себя не оправдали.