«Одно окно» работает на клиента

Александр КОЛЬСКИЙ

Мало обладать имуществом, важно это правообладание правильно юридически оформить. Если ранее гражданам приходилось обивать пороги многих государственных учреждений, то с введением заявительного принципа «одного окна» данный процесс максимально упростился. Это потребовало не только организационной перестройки, но и определенных капитальных вложений, однако она с лихвой себя оправдали, считает директор РУП «Гомельское агентство по государственной регистрации и земельному кадастру» Алексей МИХАЛЬЧИК.

- Алексей Александрович, и внешний вид, и внутреннее убранство здания вашей организации оставляют приятное впечатление. Судя по всему здесь удобно всем: и гражданам, и тем, кто их обслуживает…

- Раньше наш головной офис располагался также в центре города, но там невозможно было создать приемлемые условия для работы. К тому же нужно было не только качественно обслужить граждан, но обеспечить необходимую сохранность информации, поскольку документы архивов предприятия являются составной частью Национального архивного фонда Республики Беларусь

Все это заставило нас искать пути улучшения условий труда своих сотрудников и выхода на новый качественный уровень при обслуживании граждан. Эти вопросы пришлось решать не только в Гомеле, ведь в структуру нашего предприятия входят также подразделения в других городах Гомельской области: Наровле, Хойниках, Мозыре, Житковичах, Речице и др., но самая большая нагрузка, конечно, приходится на головное предприятие.

Здание, в котором мы располагаемся, раньше принадлежало Министерству по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (МЧС). После того как нам передали его в собственность, мы взяли кредит в банке, сделали мансардную надстройку, провели реконструкцию и первыми в республике создали такие комфортные условия для приема граждан. У нас есть свой сайт в Интернете, где можно не только получить необходимую информацию по оформлению документации, предварительно записаться на прием, но и с помощью вэб-камер увидеть, сколько граждан сейчас ожидает приема.

Наша организация - хозрасчетная, поэтому доходы напрямую зависят от того, насколько качественно и быстро мы обслуживаем клиентов. Работа в этом направлении ведется во всех филиалах. Рост объемов работ (услуг) и требования законодательства, регулирующего вопросы государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним обусловили необходимость создания дополнительных рабочих мест. За последние 4 года принято на работу около 120 молодых сотрудников с высшим юридическим образованием.

- Но большая часть ваших клиентов - люди преклонного возраста, многие из них живут в небольших деревнях и поселках, где нет возможности пройти все необходимые юридические процедуры. Можно ли облегчить им этот процесс?

- Для этого мы организуем прием граждан непосредственно в сельских советах, там же размещены информационные стенды со всей необходимой информацией. К тому же основной наплыв посетителей наблюдался сразу после вступления в силу Закона Республики Беларусь «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним», сейчас ситуация стабилизировалась.

Первоначальный ажиотаж был вызван скорее слабой информированностью, многие пожилые люди хотели оформить право собственности как можно быстрее, боясь, что в противном случае они или их родственники это право потеряют. Но права наследования вступают в силу вне зависимости от того, оформлен участок земли в собственность или нет. Надлежащие документы понадобятся только в случае отчуждения этой собственности либо реконструкции строений.

Вначале, конечно, мы не были готовы к огромному потоку посетителей. Не хватало также квалифицированных специалистов. К примеру, перед тем как стать регистратором, сотрудник должен полгода поработать в качестве стажера. После этого необходимо пройти двухнедельную подготовку в учебном центре Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь, после чего проводится государственная аттестация.

- Все, что касается государственной регистрации земельных участков юридических и физических лиц сейчас не вызывает вопросов, ибо в данном случае уже определен конкретный владелец (пользователь). Но большая часть квартир в многоквартирных домах приватизирована, часть участков находится в собственности жилищно-строительных кооперативов (ЖСК). Как оформляются права на такие земельные участки?

 - Под любое капитальное строение должен быть отведен земельный участок, который можно оформить за товариществом собственников, ЖСК или другим органом управления, созданным собственниками квартир. Однако мы работаем по заявительному принципу и занимаемся регистрацией только тех участков, которые правообладатель изъявил желание зарегистрировать.

- Но до того как провести оформления всех документов, необходимо осуществить замер участков, строений и т.д.

- У нас есть договорные отношения с предприятиями, входящими в состав Госкомитета по имуществу и систему института «Белгипрозем», которые занимаются такой работой. Кроме того, и у нас создано аналогичное подразделение, потому что вначале было очень много заявок, выполнить которые в определенные законодательством сроки было сложно.

Мы приобрели необходимое оборудование, набрали штат квалифицированных сотрудников, что позволило в кратчайшие сроки решить эту проблему. Сейчас за каждым подразделением, которое оказывает такие услуги, закреплена определенная территория. Заявителю достаточно подать заявление, и этот вопрос решается без его участия.

Теперь граждане избавлены от «хождения по мукам», они приходят к нам лишь дважды: подать заявление и забрать уже оформленные документы.

- Так как вам приходится работать в тандеме с местными органами власти, получается, что оперативность зависит не только от вас…

- В этом сотрудничестве достигнут высокий темп. Нам приходится контактировать с ними по разным вопросам. Например, если граждане становятся в очередь на жилье, то исполкомам необходима информация о наличии у них собственности. Раньше человек должен был обратиться за справкой об имеющейся собственности непосредственно к нам, теперь такой запрос делается исполкомами при постановке на учет, и граждане освобождаются еще от одной процедуры.

Ускорению работ в этой сфере будет способствовать и окончательное формирование электронной базы данных, работа над которой идет по всей Беларуси на протяжении нескольких лет.

- Наличие квалифицированных специалистов еще не гарантирует создание слаженного коллектива единомышленников. Что вами делается в этом направлении?

- Действительно, у нас в Гомельской области работает около 650 человек, многие из которых могут никогда не встретиться друг с другом. Налаживанию личных контактов помогает спартакиада, которую мы проводим дважды в год. Например, в летнюю спартакиаду входят соревнования по волейболу, футболу, перетягиванию каната и т.д., а в зимнюю - соревнования по таким видам спорта, как лыжная эстафета, шашки, шахматы, гиревой спорт и т.д. Ежегодно проводим конкурс художественной самодеятельности.

Кроме того, есть контакты и на профессиональном уровне - проводим профессиональную учебу, выездные семинары, в ходе которых наши лучшие сотрудники делятся с коллегами опытом работы. Ведь несмотря на кажущуюся однообразность, у многих «наработано» свое фирменное ноу-хау, которое позволяет улучшить качество обслуживания клиентов. А это главное в нашей работе.

 

РУП «Гомельское агентство по государственной регистрации и земельному кадастру»

246050, г. Гомель,

ул. Полесская, 19б

тел.: (0232) 71-07-01

тел./факс: (0232) 71-07-03

e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.