Юрий СМОЛЕВИЧ

С точки зрения эффективного хозяйствования экономить почти всегда выгоднее, чем производить новое. Прекрасное подтверждение этого правила - 20-летняя деятельность государственной экспертизы проектов строительства. Подсчитано, что за это время эксперты предотвратили необоснованный расход почти 45 тыс. т металла, 128 тыс. т цемента, 29,8 тыс. т лесоматериалов… Только в прошлом году снижение заявленной проектной стоимости превысило 860 млрд. руб. в текущих ценах. С другой стороны, столь значительные цифры экономии говорят о все еще низком качестве проектирования (замечания высказываются по 80% проектов, около 1000 проектов ежегодно возвращается на доработку). Многие проблемы строительства можно решить при лучшей организации дела и совершенствовании нормативной базы, уверен директор РУП «Белгосэкспертиза Минстройархитектуры» Леонтий ВИШНЕВЕЦКИЙ.

- Леонтий Михайлович, за 20 лет в строительной отрасли произошли огромные перемены. Вероятно, и госэкспертиза во многом стала другой. Какие задачи она сегодня решает?

- Прежде всего я хотел бы подчеркнуть, что экономия материалов и средств никогда не была для нас самоцелью. Задача экспертизы - анализ эффективности и качества проектно-сметной документации с выработкой предложений и предостережений по минимизации возможного риска при строительстве и эксплуатации объекта.

Минимизация риска - вот основная цель экспертизы. И когда говорят, что эксперт занимается контролем соблюдения нормативных требований, то это не совсем так. Мы не просто ищем ошибки. Проект можно разработать в полном соответствии с нормами, но он будет никуда негодным. Проект должен быть рациональным, экономичным и эргономичным. К тому же хороший коммерсант всегда заинтересован в достоверной стоимости объекта. Грамотная экспертиза как раз и помогает приблизить проект к золотому сечению качества и экономии.

- Как бы вы могли прокомментировать огромные цифры заложенного в проекты перерасхода?

- Проектировщики зачастую действительно допускают в проектах необоснованные объемы и виды работ. Одна из основных причин - слабая профессиональная подготовка. Было время, когда проектные организации специализировались по отраслям. Институт «Промпроект» в БССР не занимался жилыми домами, а профильные нормы его специалисты знали очень хорошо. Сейчас проектная организация берется за любой заказ - только бы платили. Однако без специализации не бывает высококлассных специалистов. Надо также признать, что существующая система оплаты заказов не предусматривает мотивации за необходимое качество проектов.

- Разве не влияет на качество проектирования фактически директивное сокращение его сроков, а также «запараллеливание» процессов проектирования и строительства?

- Практика, когда проектирование каких-то уникальных объектов ведется одновременно со строительством, широко распространена во всем мире. Ведь такие здания несут значительную политическую, а также социальную нагрузку. Сокращение сроков ввода в эксплуатацию выгодно и экономически. Единственное условие - проектированием должны заниматься профессионалы высочайшего класса. Вероятно, необходимо иметь один-два проектных института - грандов в своей отрасли - которые бы могли выполнить любой ответственный заказ в любой срок.

В целом опыт проведения экспертиз показывает: и проектировать, и строить можно гораздо быстрее, чем это делается сегодня. Президент совершенно обоснованно ставит такую задачу. Основные резервы кроются в улучшении организации труда, в трудовой мотивации. Кто из руководителей видит себя как главного менеджера на своем предприятии?

- Как известно, многие нормативы, в том числе и по энергономике зданий, давно устарели. Проектировщики же вынуждены на них ориентироваться, ибо слишком прогрессивные решения экспертиза может забраковать.

- Кроме устаревших норм есть еще и Директива Президента №3 об экономии и бережливости. Этим документом мы все должны руководствоваться в первую очередь. Уверен, что во всех случаях, когда новейшие материалы, технологии применяются обоснованно разумно, проект найдет поддержку у экспертов.

Сами новые технические нормативные акты по проектированию было бы разумно гармонизировать с российскими. И потому что российские нормы научно обоснованные, и потому что РФ является нашим главным рынком для экспорта строительных услуг, а различие в нормативных базах серьезно затрудняет выход на него.

РУП «Белгосэкспертиза Минстройархитектуры»

220004, г. Минск,

пр-т Победителей, 23-1, ком. 311а

тел.: 203-15-06

 

 

В статье

Темы: Строительство, Государственная экспертиза проектов строительства, РУП "Белгсэкспертиза Минстройархитектуры"