Сергей ПОЛЕВОЙ

 

Один из старейших и лучших брендов белорусского легпрома «Алеся», пережив 5-летний период стагнации, начал отвоевывать утраченные позиции на внутреннем и внешних рынках трикотажных изделий. Буквально из небытия фабрику вернули помощь государства и собственная удачная маркетинговая стратегия, о которой рассказал директор предприятия Николай ГУРИНОВИЧ.


- Николай Александрович, еще недавно фабрика переживала трудные времена. Как удалось преодолеть кризис?


- На фабрике была предпринята неудачная попытка приватизации. Один из лучших брендов белорусского легпрома многим казался лакомым кусочком, но у тех, кто хотел им воспользоваться, не было главного - желания инвестировать в производство, соблюдать интересы самой фабрики.


Пять лет, потраченные на борьбу между потенциальными владельцами, для развития производства были потеряны. Вместе со славой «Алеся» почти лишилась рынка, поскольку не могла предложить ему современных изделий. До сих пор от тех лет на складе осталось продукции на сотни миллионов рублей. Даже после многократной уценки не находится желающих ее купить.


 Опасность банкротства была устранена только с передачей 99% акций ОАО «Алеся» государству.


- «Алесе» была оказана и финансовая помощь. На что в первую очередь использовались эти средства?


- Наш основной станочный парк эксплуатировался 30-40 лет и абсолютно устарел не только физически, но и морально. Посмотрите хотя бы, как изменился белорусский климат. Зимы стали почти европейскими, настоящий мороз бывает несколько дней в году. Поэтому спросом пользуются изделия из сравнительно тонкого трикотажа. Иными стали и вкусы, и финансовые возможности людей. Никто сегодня не хочет покупать «голую» синтетику, исходное сырье должно содержать натуральные волокна (шерсть, вискозу, хлопок). В моде яркие тона, смелые изящные формы. До последнего времени, из-за отсутствия оборудования, у нас не было возможности выпускать такой ассортимент. Поэтому ресурсы направляются в первую очередь на закупку оборудования. Если не провести кардинальную реконструкцию предприятия в течение ближайших 1-2 года, оно потеряет рынок и умрет.


Мингорисполком предоставил 3,5 млрд. руб., еще 1,5 млрд. получили из инвестиционного фонда концерна «Беллегпром». С учетом других необходимых расходов этих средств могло хватить на покупку 2-3 современных станков. Примерно такую же сумму составляла собственная прибыль предприятия, которую можно было инвестировать в технику. Требовалось же срочно заменить как минимум 10 вязальных машин.
Вариант с закупками новой техники пришлось сразу отвергнуть. Поступали на первый взгляд довольно привлекательные предложения о поставках оборудования, бывшего в употреблении, но тут легко было стать владельцем металлолома и окончательно разорить предприятие. Консалтинговые исследования рынка подсказали следующее решение проблемы: фабрика приобретает оборудование прошедшее капитальный ремонт на фирме-производителе (немецкая фирма Stoll).


Сделку совершили на конкурсной основе, не только по минимальной цене, но и получив годовую гарантию. И, надо сказать, поставщики выполняли свои обязательства с исключительной добросовестностью. В особо срочных случаях запасные части доставлялись в Минск самолетом.


В ближайшие 2 года закупим еще 4-5 станков Stoll и сможем при трехсменной работе выпускать основной объем продукции - около 110 тыс. единиц трикотажных изделий в год. Возможности оборудования позволят производить трикотажные изделия по принципу «вяжи и носи». Расход пряжи на 1 изделие уменьшится на 15-20%. Благодаря реконструкции у нас появилась возможность довести рентабельность продаж по новым маркам изделий примерно до 20%, рентабельность предприятия в целом за прошлый год составила 8,5%. А начинали мы 2 года назад с - 42%, в прошлом году вышли на 0.


По приоритетам на 2-м месте после реконструкции у нас остается социальная сфера. Имеем 2 общежития, медпункт, детский оздоровительный лагерь. Только на обеспечение лагеря перечислили в прошлом году 58 млн. руб., общежитий - 35 млн. Сегодня есть большой соблазн сэкономить на этих затратах, тем более что детей наших работников в лагере отдыхает немного. Но надо же думать и о перспективе. Хотя средний возраст работающих женщин - 45 лет, в коллектив начала приходить молодежь. Значит, и детский лагерь нам еще понадобится.


- На рынке трикотажных изделий сегодня доминируют китайские производители. Как вам удается выдерживать с ними конкуренцию, да еще и ежегодно увеличивать объемы продаж на 10 %?


- Китайские, а также турецкие, иранские производители - очень серьезный противник, но в то же время не надо преувеличивать их возможности. Они заняли свою нишу, достаточно большую и в общем-то обоснованную, но почему она должна расширяться? Необходимые инвестиции в современные технологии отечественные предприятия обеспечить вполне в состоянии. По другим факторам производства мы либо не уступаем азиатским конкурентам, либо имеем преимущество.


Убедились в этом, начав в прошлом году сотрудничать с некоторыми российскими торговыми сетями, торговой сетью «Регион», менеджеры которой очень четко определяют наши преимущества. По качеству изделия «Алеси» превосходят китайские, а цены примерно сопоставимые - ведь зарплата растет везде, а транспортные расходы при доставке с востока гораздо выше. На нас работают такие важные факторы, как общность языка, менталитета, возможность оперативно встретиться для решения вопросов. К тому же мы выполняем заказы в течение месяца-полутора, в то время как в «китайском варианте» срок увеличивается до трех месяцев.

 Разумеется, нам надо больше работать над дизайном, предлагать новые модели, как это принято во всем мире, за год до начала сезона. Бывают вопросы и с качеством, но все эти проблемы не настолько глобальны, чтобы говорить о неизбежности полного захвата рынков, на которых мы работаем, китайскими конкурентами.


- По отзывам экспертов, продукция отечественного легпрома зачастую проигрывает конкуренцию из-за устаревшего дизайна. «Алеся» в последнее время представила несколько удачных коллекций. Поделитесь опытом их создания.


- У нас есть собственная дизайнерская группа с очень хорошими традициями. Хотя, надо признать, традиции иногда ей и мешают. Потребитель ждет смелых, подчас неожиданных дизайнерских решений, большинство же моделей собственной разработки оказываются слишком обычными. Дизайнерские неудачи микшируются благодаря тому, что модель при выводе на рынок не выпускается партией, превышающей 300 изделий.
Наиболее популярные наши коллекции разработаны на основе моделей фирмы Stoll. Это еще один вид сервиса, предлагаемого немецким производителем оборудования. На сайте Stoll постоянно размещаются ее новейшие дизайнерские разработки и мы, как постоянные покупатели оборудования, бесплатно можем использовать их по своему усмотрению.


- Планирует ли «Алеся» создавать свою сбытовую сеть за рубежом?


- Помимо сети «Регион» мы сегодня работаем еще с тремя московскими торговыми сетями. Они обеспечивают стабильный сбыт, но я не могу сказать, что такое сотрудничество очень выгодно для нас в экономическом плане. Испытывая дефицит оборотных средств, мы вынуждены часть заказов выполнять из сырья, предоставленного партнерами. В этом случае рентабельность заказов не поднимается выше 3-4 %.
С созданием концерном «Беллегпром» в России своих торговых домов мы стали активно работать через них. Однако для быстрого развития сети за рубежом концерн не имеет ресурсов. Тем более недоступна активная сбытовая стратегия отдельным фабрикам. Для более успешной экспансии на внешние рынки надо, видимо, искать какие-то формы объединений усилий концерна и предприятий. Возможности снижения себестоимости продукции мы очень скоро исчерпаем. Вряд ли стоит надеяться и на существенный рост цен реализации. Главным резервом увеличения прибыли станет перераспределение в нашу пользу торговой наценки, достигающей в российской рознице 30%. Согласно бизнес-плану прибыль предприятия за текущую пятилетку должна увеличиться вдвое - только в этом случае мы сможем обеспечить намеченный объем инвестиций и выстоять в острейшей конкурентной борьбе.


220123, г. Минск

ул. Старовиленская, 131

тел./факс: 334-36-84, 334-15-13

В статье

Темы: Легкая промышленность, ОАО "Алеся", старый бренд и новые идеи