Дмитрий СЕМЕНОВ

Просчеты в маркетинговой и сбытовой стратегии, допущенные прежним руководством ОАО «Борисовдрев», привели к возникновению парадоксальной ситуации: предприятие, работая на полную мощность, погрязло в долгах. Однако достаточно было принять несколько верных управленческих решений, чтобы в течение полугода выйти на положительную рентабельность, начать регулярно рассчитываться за энергоносители, стабильно выплачивать заработную плату. О том, что это были за решения, рассказывает генеральный директор ОАО Сергей ЛЕГЕНКИЙ.

- Сергей Васильевич, одним из первых предпринятых вами шагов стал отказ от услуг посредников?

- Это не совсем точная информация. Посредники были исключены не из схемы продвижения продукции на рынок, а из схем расчетов. Долгое время существовала система, при которой даже экспортная выручка возвращалась к нам в белорусских рублях, да и те сразу уходили в зачет по договорам перевода долга. Живых денег мы почти не видели. Нельзя сказать, что такая система была незаконна, но она как минимум неэффективна уже потому, что денежную массу сложно было оценить и практически отсутствовали возможности ею управлять. Исключение посредников дало свободу финансового маневра.

Финансовому оздоровлению помогло также изменение конъюнктуры рынка. Скажем, в начале года фанера стоила 210 долл./куб. м, а после того, как она стала биржевым товаром, цена выросла почти втрое. ДВП подорожало в 2,1 раза - примерно до 1 долл./кв. м. Даже спички на экспорт стало продавать почти вдвое выгодней.

Два фактора, совпавшие по времени - увеличение цен и переключение на себя денежных потоков - позволили буквально за несколько месяцев стабилизировать финансовое положение предприятия.

Но хочу подчеркнуть, что застарелые проблемы ОАО «Борисовдрев» невозможно решить принятием одного или нескольких верных решений. Необходимо выстраивать цепочки последовательных действий, и каждая из них будет отнюдь не короткой.

- Есть цепочки, которые уже определились?

- Спичечная фабрика в Борисове была открыта еще до войны, ДВП мы выпускаем по технологиям 60-х гг. Естественно, исключительно велики энергозатраты, а также расход воды.

Реконструкция котельной с переводом на сжигание древесных отходов - прежде всего сложнейшая техническая проблема, ведь в старом здании невозможно смонтировать новое оборудование. Постепенно выработалось оригинальное инженерное решение: сделать выносной припечек.

Одновременно надо думать, как обеспечить мощный котел топливом. Тут свой комплекс проблем, связанный с заготовкой древесины, которую с учетом перспектив развития нам надо увеличить вдвое - до 10 тыс. куб. м. Первое звено в этой цепочке - техника. Уже приобретено 6 тракторов, несколько лесовозов. Но требует изменения и система хозяйствования в лесу. Почему, например, лесосечный фонд выделяется только на год? Как временные пользователи, мы не будем улучшать дороги, создавать инфраструктуру. Поэтому в республике практически не ведутся заготовки на удаленных участках, а все стараются валить лес, пусть и не самый спелый, но расположенный вблизи дорог. Выделение лесосеки должно быть долговременным.

Выпуск ДВП решено вообще прекратить и строить завод МДФ мощностью 30 тыс. куб. м плиты в год. Первая задача - не потерять потребителей, которые традиционно с нами работают. Поэтому надо провести демонтаж старого и монтаж нового оборудования, его наладку и запуск за 4-6 месяцев. Мы серьезно изучили предложения всех производителей и пришли к выводу, что европейские компании не хотят продавать действительно современные технику и технологии. Вариант сотрудничества с китайскими партнерами является фактически безальтернативным. Особенно с учетом цен, которые в несколько раз ниже европейских. Сейчас готовимся подписать соглашение о строительстве «под ключ» завода МДФ с использованием средств связанного кредита и, думаю, в следующем году этот проект мы реализуем.

Тогда у предприятия будет совершенно другая экономика. Сегодня объем товарной продукции ОАО составляет около 3 млрд. руб. в месяц, а платежи за электроэнергию, газ, воду и стоки - 1,2 млрд. руб. После ввода в эксплуатацию новой котельной, завода МДФ, реализации других мероприятий они сократятся примерно в 3 раза.

- Какой будет следующая цепочка?

- Надо будет очень серьезно заниматься кругом вопросов, определяемых термином «работа с людьми». Было время, когда на предприятии выплачивали зарплату просто за то, что человек приходил на работу, такая практика очень расхолаживает коллектив. От нас ушли многие опытные специалисты. Будем повышать зарплату, организовывать учебу, создавать современный менеджмент.

В одном я уверен: у предприятия, которое даже в труднейшие годы экспортировало до80% своей продукции, есть будущее.

 

ОАО «Боросивдрев»

222120, Минская обл.,

г. Борисов, ул. 30 лет ВЛКСМ,

тел./факс: 8 (0177) 73-27-31

e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В статье

Темы: Промышленность Беларуси, ОАО "Борисовдрев"