Ольга КРАВЦОВА, заместитель начальника управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства торговли РБ

 

22 ноября 2007 г. вступил в силу Закон РБ от 10 мая 2007 г. «О рекламе». В первую очередь Он направлен на защиту потребителей рекламы от ненадлежащей рекламы при сохранении паритета интересов общества и рынка.

Действие Закона распространяется на правоотношения как с участием организаций и граждан Республики Беларусь, так и с участием международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. То есть указанные лица при производстве, размещении (распространении) рекламы на территории Беларуси должны руководствоваться нормативными предписаниями Закона.

В постановлении Совмина РБ от 12 ноября 2007 г. №1497 «О реализации Закона Республики Беларусь «О рекламе» в части наружной рекламы определен перечень информации, обязанность по размещению которой предусмотрена законодательством и которая по этой причине не регулируется законодательством о наружной рекламе.

Важно отметить, что по сравнению с ранее действовавшим Законом понятие объекта рекламирования расширено. В него вошли продукция, товары, работы или услуги, организации, граждане, права, интересы или обязанности организаций или граждан, средства индивидуализации организаций, граждан, товаров, работ и услуг (фирменные наименования, товарные знаки и знаки обслуживания, географические указания), результаты интеллектуальной деятельности, конкурсы, лотереи, игровые, рекламные и иные мероприятия, пари, явления и мероприятия социального характера.

Таким образом, основным критерием для разграничения рекламы и иной информации является содержание и цель информации, при этом форма и средства ее распространения значения не имеют.

В Законе определены общие требования к рекламе, а также специальные требования в зависимости от объекта рекламирования, формы и средства распространения рекламы. Если специальные требования в отношении рекламы не установлены (например, о размещении рекламы в Интернете, печатных средствах массовой информации, в салонах общественного транспорта и т.д.), она должна размещаться (распространяться) в соответствии с общими требованиями.

 

Общие требования

Реклама средств индивидуализации товаров, продукции, работ, услуг (фирменных наименований, товарных знаков и знаков обслуживания, географических указаний) должна осуществляться с учетом тех ограничений и запретов, которые установлены законодательством в отношении их рекламы. То есть реклама товарного знака, которым обозначены алкогольные напитки, не допускается к размещению на телевидении и радио, в наружной рекламе и т.д.

Вместе с тем законодатель сделал одну, но весьма существенную оговорку - вышеназванное требование не распространяется на случаи, когда под средством индивидуализации зарегистрированы не только товары (продукция, работы, услуги), ограниченные или запрещенные к рекламированию, но и иные товары (продукция, работы, услуги), и в рекламе содержится информация об их рекламировании. Это означает, что на телевидении, радио, в наружной рекламе, на транспорте и других средствах допускается реклама товарного знака, под которым зарегистрированы алкогольные напитки и, к примеру, питьевая вода, если в рекламе указано, что рекламируется именно питьевая вода.

Использование в рекламе фамилий, собственных имен, отчеств, псевдонимов, образов или высказываний граждан РБ без их согласия или согласия их законных представителей не допускается.

Также не допускается использование в рекламе образов и высказываний медицинских или фармацевтических работников, некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в сфере здравоохранения. Использование таких образов и высказываний возможно лишь в рекламе, которая распространяется исключительно среди медицинских или фармацевтических работников (например, в специализированных печатных изданиях), а также в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий.

Запрещено размещение (распространение) рекламы в помещениях, где располагаются государственные органы (исключение сделано для органов внешних сношений РБ). В таких помещениях допускается только реклама государственных организаций и реклама, размещаемая (распространяемая) посредством телевидения, радио или печатных изданий.

 

Обязательная информация

В Законе определено большое число случаев, когда реклама должна сопровождаться определенной информацией. Приведем некоторые из них:

▪ наименование и УНП рекламодателя (при отсутствии УНП у иностранного рекламодателя - название страны и населенного пункта его местонахождения) - указываются, если в рекламе идет речь о продаже товаров, работ или услуг, т.е. при наличии в рекламе каких-либо реквизитов или контактов продавца или исполнителя, воспользовавшись которыми потребитель рекламы может приобрести рекламируемые товары, работы или услуги. Указание такой информации не требуется в рекламе на телевидении, радио, а также в рекламе в сети Интернет, содержащей ссылку на сайт, на котором размещены указанные сведения;

▪ реквизиты лицензии - указываются, если в рекламе идет речь о лицензируемом виде деятельности. Данное требование не распространяется на рекламу, размещаемую (распространяемую) на радио или в сети Интернет (при условии наличия ссылки на сайт, на котором размещены такие реквизиты);

▪ наименование, регистрационный номер и дата государственной регистрации лекарственного средства, наименование изготовителя (производителя) лекарственного средства, информация о том, что рекламируемый товар является лекарственным средством, о необходимости ознакомления с инструкцией (листком-вкладышем) по применению лекарственного средства и консультации с врачом - указываются в рекламе лекарственного средства.

 

Продаем отечественные товары

Установлено, что размещаемая (распространяемая) на территории РБ реклама товаров (продукции, работ, услуг), производимых на этой территории (далее - реклама отечественных товаров), должна изготавливаться только с привлечением белорусских организаций и (или) граждан РБ.

В постановлении СМ РБ от 12 ноября 2007 г. №1497 определено, что к рекламе отечественных товаров относится реклама, содержащая информацию об отечественных товарах, их производителях, товарных знаках и (или) знаках обслуживания, которыми обозначены такие товары. Если в рекламе содержится информация о товарном знаке и (или) знаке обслуживания, используемом одновременно для обозначения отечественного и иностранного товара, их производителей, такая реклама не является рекламой отечественного товара при одновременном наличии следующих условий: рекламодателем такой рекламы является иностранный производитель или продавец товаров такого производителя, рекламируемый товар реализуется на рынке РБ на момент размещения (распространения) рекламы.

 

Некоторые особенности размещения (распространения) рекламы

Общим правилом является свободное размещение (распространение) рекламы без ее предварительного согласования с государственными органами. Исключение составляют случаи размещения (распространения) рекламы, недобросовестность или недостоверность которой может представлять реальную угрозу для жизни и здоровья человека или животного.

Размещение средств наружной рекламы и рекламы на транспортных средствах допускается только при наличии разрешения, выданного гор(рай)исполкомом по месту размещения средства наружной рекламы или регистрации транспортного средства. Помимо оформления разрешения на размещение средства наружной рекламы или рекламы на транспортном средстве должно быть также согласовано содержание наружной рекламы и рекламы на транспортном средстве.

Для средств массовой информации, не зарегистрированных в качестве специализированных для размещения (распространения) рекламы, в Законе предусмотрены предельно допустимые объемы рекламы:

25% объема одного номера государственных периодических печатных изданий;

30% объема одного номера иных периодических печатных изданий;

20% объема вещания для радио- и телепрограмм в течение суток. При этом в период с 18.00 до 22.00 реклама не должна превышать 30% объема вещания в течение каждого часа, т.е. 18 мин.

Рекламный блок может длиться не более 4 мин.

Реклама одной и той же организации, одного и того же гражданина либо товара (продукции, работы, услуги) в течение часа эфирного времени может размещаться (распространяться) не более двух раз, а по времени трансляции - более 2 мин.

 

Ненадлежащая реклама

К ненадлежащей рекламе относится недобросовестная, недостоверная, неэтичная, скрытая и иная реклама, при производстве и (или) размещении (распространении) которой допущены нарушения законодательства. Ненадлежащая реклама не допускается.

Полный перечень характеристик недобросовестной, недостоверной, неэтичной и скрытой рекламы содержится в ст. 26 Закона. В частности, определено, что реклама не должна содержать сведения, вводящие в заблуждение потребителей рекламы, например, о потребительских свойствах, цене, месте происхождения, условиях применения товара (продукции, работы, услуги), о наличии на рынке товара (продукции, работы, услуги) и т.д. Не допускается использование в рекламе слов, создающих впечатление о преимуществе товара перед другими товарами, если их невозможно подтвердить документально (например, самый дешевый, лучшее качество, №1 в мире и т.д.), а также сравнение рекламируемого товара с товаром другой организации или гражданина.

Реклама не должна содержать информацию, нарушающую общепринятые нормы морали и нравственности, в том числе оскорбительные слова, сравнения, образы в отношении расы, национальности, внешнего вида, возрастной группы, пола, языка, профессии, социальной категории, религиозных, политических и иных убеждений граждан, порочить объекты, являющиеся историко-культурными ценностями, государственные и религиозные символы, какую-либо организацию или гражданина, деятельность, профессию, товар (продукцию, работу, услугу), дискредитировать организацию или гражданина, не пользующихся рекламируемым товаром (продукцией, работой, услугами) и т.д.

 

Ответственность за нарушение законодательства о рекламе

Согласно общему принципу гражданского и административного законодательств ответственность за нарушение договорных обязательств и требований актов законодательства несут лица, виновные в совершении такого нарушения.

Закон, формулируя общие и специальные требования к рекламе, определяет требования к содержанию рекламы, ее производству и размещению (распространению). В этой связи ответственность за нарушение указанных требований также должна распределяться соответственно между рекламодателями, рекламопроизводителями и рекламораспространителями, если иное не предусмотрено законодательными актами или договорами.

При выявлении факта правонарушения и определении лица, виновного в его совершении, Минторг и его органы на местах вправе выдать предписание нарушителю об устранении нарушения с указанием конкретных сроков либо принять решение об осуществлении контррекламы.

Законодательством также предоставлено государственным органам право на привлечение нарушителей к административной ответственности:

▪ по ст. 12.15 КоАП (за нарушение требований законодательства о рекламе, за исключением требований к рекламе алкогольных напитков и табачных изделий). Размер штрафа - от 20 до 50 базовых величин;

▪ по ст. 12.26 КоАП (за нарушение требований законодательства к рекламе алкогольных напитков и табачных изделий). Размер штрафа - от 50 до 100 базовых величин;

по ст. 17.8 КоАП (за рекламирование произведений, пропагандирующих культ насилия и жестокости). Размер штрафа - от 100 до 500 базовых величин.

Предлагаем ответы на некоторые наиболее часто возникающие вопросы относительно правил размещения рекламы

 

Должна ли в рекламе содержаться пометка «подлежит обязательной сертификации»?

Закон не содержит такой нормы. В то же время установлено требование, согласно которому реклама товаров, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в РБ, но не имеющих документа об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, не допускается.

Ответственность за размещение рекламы товара, услуг, подлежащих сертификации, но не имеющих сертификата, несет рекламодатель.

 

Являются ли рекламой объявления хозяйствующего субъекта о подборе сотрудников на вакантные места в свою организацию?

Исходя из смысла определения рекламы объявление хозяйствующего субъекта о подборе сотрудников на вакантные места в свою организацию в целях обеспечения собственной деятельности не является рекламой (при условии отсутствия наименования, эмблемы предприятия, товарных знаков выпускаемой продукции и т.п.).

В статье

Темы: Законодательство, закон о рекламе, нормы