«Пастырь добрый полагает жизнь свою за овец».

Ин.10:11

Как-то зимним утром я торопливо шел по одной из столичных улиц - спешил причастить тяжело больную женщину. Ярко светило солнце, дул легкий ветерок и казалось, сама природа призывала человека к вере и надежде на лучшее. Я поравнялся с веселым мальчуганом, который гулял со свой бабушкой. Увидав меня, он пытливо спросил: «А Вы Бог?». «Нет, - ответил я, - я не Бог, я Его служитель, я священник». Радости мальчугана не было границ, а у меня на душе от этого стало светлее.

Священник - это орудие в руках благодати, тот человек, через которого действует Бог. Он - связующее звено между небом и землей, между вечностью и временем, между Богом и людьми. Мы не склонны обожествлять этого человека в длинной черной рясе, хотелось бы приоткрыть его душу, заглянуть в его внутренний мир, ведь священниками не рождаются, ими становятся. Дорога каждого в храм сопряжена с личным поиском правды и веры. Священство - это не работа, это служение. Здесь мы будем говорить о Таинстве, через которое человек поставляется на служение священства, обретая  благодать и власть для  врачевания человеческих душ.

Дар исцелять души и совершать таинства Христос вручил своим ученикам и апостолам. Апостолы же передали эту власть своим преемникам: епископам и пресвитерам через возложение рук и молитву. И до сих пор в Православной Церкви не прерывалась эта цепь рукоположений от самих апостолов.

Рукоположение совершается епископом во время богослужения в алтаре храма. Через возложение рук и молитву снисходит Божественная благодать, которая восполняет человеческие недостатки и дает силу для священного служения. Для каждого избранника - это особенно трепетный и торжественный момент. Через это священнодействие человек обручается Церкви, он больше не принадлежит себе. Через Царские врата, которыми могут проходить лишь священники и только в особенно важные моменты богослужения, он впервые входит в алтарь, где и совершается Таинство. Рукоположение перекликается с Венчанием. Трижды его обводят вокруг Престола, самого святого места в храме. К Престолу могут прикасаться только священнослужители, на нем совершается главное Таинство - Таинство Причащения. Во время Таинства венчания на будущих супругов надеваются кольца, символ вечности и верности богоустановленного союза. Во время Таинства Рукоположения на священника возлагается крест, как призыв к самоотречению и подвигу. С руки ставленника снимают обручальное кольцо в знак того, что теперь служение Богу выше всех земных попечений. Впрочем, женатый священник не лишен радостей отцовства, тихого уюта и семейного тепла.

Есть в Православной Церкви и безбрачное духовенство - монашествующее. Это те, кто избрал высочайший и труднейший путь ко спасению. Они добровольно отказались от семейных радостей ради молитвы и служения Богу. Монашество - очень строгая дисциплина и аскетизм, а не просто холостой образ жизни. До своего рукоположения человек должен сделать выбор жизненного пути: или избрать монашество, или вступить в брак.

Издревле воспринять Таинство Священства имеет право только мужчина. В этом богоустановленном порядке нет умаления женского естества, ведь каждому Бог дает свое служение. Священник же является образом Христа. По неизреченному промыслу, Христос воплотился и стал человеком мужского рода, как говорится в церковных песнопениях, «мужем совершенным», «вторым Адамом», и поэтому право восприятия Священства Церковь оставляет лишь за сильной половиной человечества. Церковь никогда не сможет ни принять, ни понять так называемого «женского священства», считая это кощунством и грехом.

К кандидатуре священника во все времена предъявляются очень высокие нравственные требования. Он должен быть чист от всякой скверны и греха. Он имеет право состоять в первом браке, причем этот брак ему дан «один раз и на всю жизнь». И он, и его избранница должны до брака сохранить себя в целомудрии и чистоте. И в браке во всем быть примером и образцом для всех. Святой апостол Павел пишет, что священнослужитель «должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен, не пьяница, не убийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив, хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью…» (1 Тим 3: 2-4).

Священство имеет три степени: епископ, священник и диакон. Об этих степенях, их общности и различиях, церковной иерархии, нормах церковного этикета и принятых обращениях к этим лицам мы расскажем следующем номере.

 

 Священник Андрей Саврицкий

 

В статье

Темы:  религия, священство, требования к кандидатуре священника