Тайные знания древних храмов

Сергей ЧИСТЯКОВ, научный сотрудник сектора «Дворцовый ансамбль» ГУ Национальный историко-культурный музей-заповедник «Несвиж»

Люди во все времена придавали огромное значение различным символам. И в нашей стране, с ее богатейшим историческим наследием, также есть древние постройки, в оформлении которых использована скрытая символика. Поэтому белорускам совсем не обязательно пускаться в дальние путешествия, чтобы увидеть воочию вместилища тайных знаний. Нужно просто посетить одну из жемчужин белорусской земли - Несвижский костел Наисвятейшего Божьего Тела, который в последние годы превратился в место настоящего паломничества туристов со всего света.

Тайные знания древних храмов

Сергей ЧИСТЯКОВ, научный сотрудник сектора «Дворцовый ансамбль» ГУ Национальный историко-культурный музей-заповедник «Несвиж»

Люди во все времена придавали огромное значение различным символам. И в нашей стране, с ее богатейшим историческим наследием, также есть древние постройки, в оформлении которых использована скрытая символика. Поэтому белорускам совсем не обязательно пускаться в дальние путешествия, чтобы увидеть воочию вместилища тайных знаний. Нужно просто посетить одну из жемчужин белорусской земли - Несвижский костел Наисвятейшего Божьего Тела, который в последние годы превратился в место настоящего паломничества туристов со всего света.

Страница 2

Возведенный в 1593 г. по распоряжению несвижского князя Николая Христофора Радзивилла Сиротки архитектором-итальянцем Джованни Мария Бернардони, храм стал первой барочной постройкой в восточной Речи Посполитой. Для этих земель была использована и принципиально новая архитектурная композиция - трехнефная шестистолповая крестово-купольная базилика. Ее главной особенностью является то, что купол на парусах опирается на четыре опоры в центре здания, а от него расходятся четыре сводчатых объема. В плане постройка представляет собой латинский крест («Божий Знак») - один из древнейших символов христианства. Его использование в планировке культового строения несет в себе дополнительную смысловую нагрузку: храм - уже сам по себе символ Веры - в форме креста олицетворяет жертву Христа, воскресение и вечную жизнь.

В наши дни крест считается главным символом христианской религии, однако на протяжении первых трех веков после смерти Спасителя в качестве символа Христа и его страданий этот символ употреблялся редко. Император Константин, в IV в. принявший христианство, на самом деле использовал на своем знамени монограмму «Хи-Ро» (называемую так по первым буквам имени Христа на греческом языке), которая в те времена была более привычна.

Сегодня верующие осеняют себя знаком креста правой рукой - этот жест был общераспространенным еще во времена святого Августина в VII в., но появился намного раньше: мать императора Константина, Елена, в IV в. в паломничестве нашла местонахождение истинного креста Христова. И в христианском календаре появился праздник Обретения Креста Господня.

Фасад Несвижского костела украшают четыре скульптуры святых, расположенные в нишах в два яруса. Две из этих статуй - в нижнем ряду - изображают патронов первого ордината Радзивилла Сиротки св. Николая и св. Христофора. Тиара на голове первого и посох в его руке свидетельствуют о его звании первосвященника. Книга же может символизировать знание, мудрость или даже память. В изображении св. Христофора, покровителя путешественников, также немало символов: изображение ребенка и посоха - отображение легенды. Согласно ей будущий святой жил отшельником у речного протока и переводил через него путников. Однажды к нему пришел маленький мальчик и попросил перевести его через водную преграду. Христофор, тогда его звали Офферо, взял ребенка на руки и начал переходить через проток. На середине реки мальчик стал настолько тяжел, что отшельник испугался, как бы они оба не утонули. Тогда малыш сказал ему, что он - Христос и несет все тяготы и грехи мира. Иисус тут же окрестил Офферо, дав ему имя Христофор, что означает «Несущий Христа». Затем младенец сказал будущему святому, чтобы тот воткнул в землю свой посох, который превратился в зеленое плодоносное дерево. Это чудо обратило в веру многих, а в канонической иконографии этот символ означает рост влияния церкви.
Кстати, в 1969 г. Ватикан исключил день памяти св. Христофора из всеобщего католического календаря из-за недостатка реальных свидетельств о его существовании. Но вопреки распространенному заблуждению, Христофор не был деканонизирован, он все еще остается святым католической церкви.

Что же касается скульптур, расположенных в верхнем ярусе, то они изображают отцов-основателей ордена иезуитов. Дело в том, что Несвижский костел действовал совместно с построенным в 1586 г. иезуитским коллегиумом. Он и назывался костелом иезуитов до опубликования летом 1773 г. папой Климентом XIV знаменитой буллы «Dominus ac Redemptor», которая положила конец действию Общества Иисуса в Западной Европе. Поэтому наличие этих изваяний вполне уместно и объяснимо.
Св. Франциск Ксаверий изображен держащим в руке монограмму «IHS» - главный иезуитский символ. Эти буквы - сокращенное имя Христа в греческом алфавите. Сама же монограмма присутствует на печатях ордена иезуитов со времен его основания.

Существуют различные интерпретации этого сокращения. Первая связана с легендой о знамении: Константин Великий перед боем с Максенцием увидел христограмму и надпись в небесах «In Hoc Signo» (более полная форма «In Hoc Signo Vinces» - «Сим победиши»). Вторая трактует христограмму как «In Hoc Salus» («В этом (кресте) - спасение»). Наиболее распространенной версией в католической церкви является следующая расшифровка: «Iesus hominum Salvator» («Иисус - человечества Спаситель»). В данном конкретном случае изображение призвано подтвердить принадлежность святого к самому могущественному религиозному объединению того времени, ордену иезуитов, символом которого христограмма является уже несколько столетий. Сам св. Франциск вместе с Игнатием Лойолой 15 августа 1534 г. в часовне Монмартра дали клятву посвятить свои жизни Богу, что и стало временем основания Общества Иисуса.

Св. Игнатий Лойола, чья скульптура расположена в правой нише второго яруса, не только был основателем новой организации, но и с благословения папы Павла III ее возглавил, став первым генералом ордена. Он изображен с крестом в одной руке и лилией в другой, где цветок является символом воскресения и чистоты.

С южной стороны, на вмонтированной в стену костела плите представлена мемориальная символика. Композиция состоит из изображения песочных часов с крыльями, увенчанных черепом, и указывает на быстротечность времени и смерть. В декоре плиты дважды использованы христограммы и монограммы Девы Марии. Сам знак, вероятно, был установлен в память Яна Викерата, но какие-либо сведения об этом человеке отсутствуют.

Символично и изображение манстранца, расположенное над входом в костел. Это один из главных предметов культа, используемый при богослужениях в храмах католической конфессии. Во время месс, которые предусматривают использование манстранца, в небольшую камеру в его центре помещаются Святые Дары, которые обычно сохраняются в цибориуме (дароносице) на центральном алтаре.

Все перечисленные тайные знаки присутствуют в декоре экстерьера Несвижского фарного костела. Продолжением темы станет расшифровка значения многочисленных символов, скрытых в сюжетах знаменитых фресок храма, его уникальных надгробиях, захоронениях и алтарях.