fbpx

ООО БелГрузАвтоТрансВведение нулевой ставки НДС на услуги, оказываемые нерезидентам Республики Беларусь станциями техобслуживания, может привлечь иностранных клиентов и увеличить объем валютной выручки. Так считает директор по внешнеэкономической деятельности ООО «БелГрузАвтоТранс» Андрей ЗЫРЯНОВ.

Транспортное сообщество задалось вопросом, как более эффективно использовать транзитный потенциал Беларуси. Когда мы обратились к статистике, то выяснилось, что в последние годы бюджет практически ничего не получает в подтверждение транзитной принадлежности Беларуси от техобслуживания и ремонта грузовых автомобилей нерезидентов, - говорит Андрей Зырянов.

Дело в том, что на территории Польши и Литвы несколько лет действует нулевая ставка НДС при оказании нерезидентам услуг по техобслуживанию и ремонту грузового автотранспорта. В результате даже белорусские перевозчики предпочитают проводить ТО у соседей. Более того, белорусские и российские страховые компании вывозят к ним грузовые автомобили, требующие после аварии ремонта.

Надо сказать, что в Беларуси нулевая ставка НДС для услуг СТО тоже использовалась. В 2010 г. в Налоговом кодексе появилась норма, согласно которой подобные услуги, оказываемые резидентам Российской Федерации, не облагались НДС. Однако в развитие этой нормы была принята довольно странная инструкция. Согласно ее требованиям СТО должна была иметь, в частности, документы, подтверждающие ввоз транспортного средства на территорию Беларуси для ремонта, а также вывоз отремонтированного транспорта с белорусской территории в РФ. Но между Беларусью и Россией нет таможенной границы, соответственно транспортные средства при пересечении белорусско-российского рубежа не регистрируются. Поэтому применить льготу было невозможно. В нынешнем году норма о нулевой ставке НДС при оказании упомянутых услуг вообще исчезла из Налогового кодекса. Результат - отечественные предприятия и бюджет несут значительные потери.

- В соответствии со статистикой, белорусским транзитом сегодня пользуется порядка 50 тыс. иностранных грузовиков, зарегистрированных в основном в Польше, Литве и РФ, - рассказывает А. Зырянов. - На техническое обслуживание и ремонт одной машины в месяц уходит до 350 евро. По территории Беларуси проходит примерно пятая часть маршрута европейских перевозчиков. Далее математика проста: 50 тыс. грузовиков х на 350 евро и х 12 мес. Получается 210 млн. евро.  Наивно сбыло бы считать, что все иностранные перевозчики начнут немедленно выполнять ТО и ремонт своих машин в Беларуси, если здесь на эти услуги будет введена нулевая ставка НДС. Но если взять пятую часть от этой суммы, а именно столько составляет средний транзит по Беларуси, от общего пробега среднего грузовика, то остающаяся сумма порядка 42 млн. евро в год.

Причем у белорусских СТО, убежден наш собеседник, есть очень хорошие шансы в случае введения нулевой ставки НДС реально заработать эти деньги. У нас дешевле, чем на Западе, энергоресурсы и рабочая сила. Поэтому средняя стоимость, к примеру, M-обслуживания без учета НДС Scania  равна 325 евро, а в Польше - 340 евро. По другим видам обслуживания ценовая разница также складывается в пользу белорусских СТО. ООО БелГрузАвтоТранс

- Да, в отношении культуры обслуживания мы немного отстаем от поляков и литовцев, - отмечает А. Зырянов. - Но когда появится экономическая возможность на равных с ними конкурировать, белорусские СТО, уверен, очень быстро доберут необходимое качества, все условия для этого у них есть.

Вопрос введения нулевой ставки НДС для услуг СТО, оказываемых нерезидентам, в настоящее время обсуждается в заинтересованных государственных органах. Но чиновники заняли по нему довольно странную позицию. Они хотят иметь стопроцентную гарантию, что бюджет от предоставления такой льготы ничего не потеряет. А потому начинают выяснять, сколько стоят запчасти и услуги в Польше, сравнивать с белорусскими данными… Решение вопроса затягивается. Между тем обеспокоенность судьбой бюджета выглядит в данном случае несколько надуманной: как можно потерять те доходы, которых мы сегодня все равно не имеем? Самым разумным было бы установить нулевую ставку НДС, предложить простой и реальный механизм ее применения, а через год посмотреть, какой эффект - для бюджета и системы СТО - даст новшество.

- Я, конечно, не могу утверждать, что введение нулевой ставки НДС немедленно изменит ситуацию с экспортом услуг СТО, - говорит А. Зырянов. - Важно, однако, что это направление начнет развиваться, и государство, наконец, сформирует в сфере техобслуживания грузового автотранспорта полноценную конкурентную среду.