Новый номер журнала 01/2019

obl

Оформить подписку

В середине года оформить подписку можно в редакции журнала.

Купить номер

В редакции этот номер можно купить дешевле!

Читать статьи

Сергей ШУМСКИЙ, директор ОАО Сергей ШУМСКИЙ, директор ОАО "Бумажная фабрика "Спартак"

Известная пословица, что «хорошее начало - половина дела», если иметь в виду под «началом» качественный бизнес-план, как нельзя лучше применима и к инвестиционным проектам. Убедительное подтверждение этому - история ОАО «Бумажная фабрика «Спартак», где впервые в республике успешно реализована программа глубокой модернизации за счет средств, предоставленных государством на возвратной основе. Опытом создания бизнес-плана, работа на основе которого идет «как по нотам», делится директор фабрики Сергей ШУМСКИЙ.


- Сергей Михайлович, как известно, идея реконструкции «Спартака» была высказана Президентом страны. Это обстоятельство как-то повлияло на реализацию бизнес-проекта? У него был льготный режим?
- Скорее, наоборот, условия реализации проекта были более жесткими. Ранее, как правило, государственная помощь предоставлялась предприятиям на безвозвратной основе, мы же получили кредит, который до 2016 г. обязаны полностью вернуть. И хотя фабрика пока не вышла на проектную мощность, процесс погашения долга уже начался.
Так что никаких дополнительных льгот мы не получили, а вот ответственность была, конечно, очень большая. Глава государства несколько раз приезжал на фабрику, знакомился с состоянием дел. В итоге наш опыт создания на базе старого предприятия современного высокотехнологичного производства получил полное одобрение.
- Но сначала, естественно, был одобрен бизнес-план. Как он создавался, какие основные идеи были в него заложены?
- Основная идея бизнес-плана родилась отнюдь не сразу, а постепенно формировалась, вызревала в ходе работы над проектом.
Первоначально мы планировали ограничиться минимумом: подновить бумагоделательную машину, докупить самое необходимое оборудование. Думаю, тут действовал и психологический фактор: фабрика - а ее биография насчитывала уже более 100 лет - была в таком состоянии, что любые улучшения воспринимались как огромное благо.
Однако маркетинг рынка показал полную бесперспективность простого расширения производства традиционной продукции - гофрированного картона. При таком варианте даже технически обновленное предприятие оставалось бы неконкурентоспособным. Поэтому, в конце концов, главную идею бизнес-плана сформулировали так: не зацикливаться на какой-то одной продукции, а сделать разностороннее современное производство, охватывающее несколько компонентов продукции: бумагу, картон, гофрокартон и ящики из него, изделия санитарно-гигиенического назначения, а также спирально-навивные гильзы.

После реконструкции даже здания, построенные век назад, приобрели современный вид
Уже первые этапы работы модернизированной фабрики показали, насколько точно был избран путь развития. На российском рынке, главном для нас, бумага для гофрирования по сравнению с прошлым годом подешевела в 2 раза, цена на основу для салфеток, туалетной бумаги остается стабильной, спрос же активно растет. Маневр продажами дает возможность из месяца в месяц наращивать объем прибыли.
Красной нитью в бизнес-плане проходила также идея энергоэффективности. Как известно, производство бумаги весьма энергоемко и высокий расход газа, электроэнергии при росте цен на них - по сути, единственный фактор, способный подорвать экономику любого инвестпроекта. Мероприятия по энергоэффективности мы запланировали по максимуму. Прежде всего, выбрали лучшее по этим параметрам оборудование, кроме того, смонтировали 2 газопоршневые установки и котел-утилизатор выхлопных газов. После реконструкции объемы производства увеличились в 2,5 раза, потребление же ресурсов осталось на прежнем уровне.
Новая продукция фабрики - спирально-навивные гильзы - пользуется стабильным спросом

- Коренная реконструкция, да еще и в энергоэффективном режиме, потребовала привлечения большого объема кредитных ресурсов. Как просчитывались риски, связанные с их возвратом?
- Самым слабым звеном в этой формуле часто оказывается само планирование. Например, мне сложно представить предприятие, директор которого мог бы самостоятельно составить бизнес-план, отвечающий всем требованиям. Как правило, требуется помощь консультантов.
До прихода на фабрику я работал заместителем главы администрации Могилевской СЭЗ по инвестициям, имел серьезный опыт анализа, разработки бизнес-проектов, тем не менее, на конечном этапе подготовки проекта мы очень тесно сотрудничали с Белорусским консалтинговым центром. Видите ли, наши специалисты вели расчеты как производственники, по нескольку упрощенной схеме, консультанты учитывали больше факторов, рассматривали различные варианты их взаимного влияния. Симбиоз производственного и экономического подходов и позволил разработать бизнес-план, который успешно реализуется.
- Кризисные явления 2011 г. отразились на сбыте продукции фабрики?
- Общий объем продаж на внутреннем и внешних рынках в прошлом году у нас вырос в 2,5 раза. По одним позициям наблюдалось снижение, другие же оставались стабильными или росли. Как я уже говорил, устойчивость развития обеспечила широкая номенклатура продукции.
Но кризис стал серьезной проверкой запаса финансовой прочности нашего проекта. Из-за скачка курса СКВ за счет первоначально выделенных средств мы смогли выполнить только около 70% запланированных работ. Для их завершения пришлось брать финишный кредит в 113 млрд. долл., только уже под обычный банковский процент. Удар по бюджету предприятия был нанесен исключительно сильный, но мы его выдержали. И уже в первом полугодии 2012 г., по расчетам, прибыль от реализации должна быть на уровне 2,5-3 млрд. руб., что дает возможность в соответствии с графиком гасить кредиты, выплачивать коллективу достойную зарплату, выделять дополнительные средства на модернизацию предприятия.
- Бизнес-план определил и долгосрочные перспективы развития фабрики?
- Конечно. Причем довольно подробно. Он как бы выстраивает иерархию целей, которые мы должны достигнуть через три, пять, десять лет…
Цех гофрокартона
Например, в ближайшем будущем нам нет смысла заниматься созданием полноценной сбытовой сети ни внутри республики, ни за границей. Реализация продукции будет идти через крупных дилеров. В качестве же основного приоритета определено совершенствование и расширение производства. Экономически для нас это самый эффективный путь. Сегодня около 50 % гофрокартона фабрика продает на рынке, столько же используем для выпуска ящиков. В апреле от продажи картона получили 560 млн. руб. прибыли, упаковки по весу реализовали в два раза меньше, а прибыль составила 960 млн. руб. Легко подсчитать, какой эффект даст отказ от продажи фактически полуфабриката и переход на выпуск готовой упаковки с высокой добавленной стоимостью. Многое можно сделать и по совершенствованию технологии производства, уменьшая вес квадратного метра бумаги для гофрирования со 140 до 100 и менее грамм и используя различные химические добавки. В этом году легкие бумага и картон появятся в нашей номенклатуре. Особая тема - нанесение на упаковку текста и изображений методом флексопечати. Ею мы тоже активно занимаемся.
Рынок упаковки во всем мире расширяется, причем особенно быстро на нем растет объем изделий из экологически безопасных, легко утилизируемых натуральных материалов. С учетом этих тенденций и разрабатывался бизнес-план фабрики, который стал для нас основным руководством к действию.

ОАО «Бумажная фабрика «Спартак»
213004, Могилевская обл., г. Шклов, ул. Фабричная, 26
Тел./факс: (8-02239) 34-383
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
http://www.bfs.by