Внесены изменения в законодательство, регулирующее закупки в строительстве. С 01.01.2017 г. вступил в силу Указ №380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве» (далее - Указ №380).

Обязательное проведение торгов

Одно из главных нововведений Указа №380 - значительное сокращение случаев обязательного проведения подрядных торгов при заключении договоров о строительстве. В соответствии с п. 1.4 торги проводятся при строительстве:

  1. жилых домов - при стоимости строительства 6 тыс. базовых величин (БВ) и более;
  2. объектов, финансирование строительства которых полностью или частично осуществляется за счет средств:

                  а) республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии правительства и кредитов банков Беларуси, правительства, облисполкомов и Минского горисполкома, - при стоимости строительства 6 тыс. БВ и более;

                  б) госорганизаций и хозяйственных обществ, акции (доли в уставном фонде) которых находятся в госсобственности, - при стоимости строительства 100 тыс. БВ и более.

Указ от 31.12.2013 г. №591 «О проведении процедур закупок при строительстве» (далее - Указ №591), ранее применявшийся к закупкам при строительстве, устанавливал необходимость проведения подрядных торгов при стоимости строительства 100 тыс. БВ и более для всех хозобществ независимо от состава собственников акций (долей). Невозможность проведения процедуры переговоров в случае стоимости строительства, превышающей вышеназванную сумму, также служила сдерживающим фактором для привлечения инвестиций в строительство крупных объектов.

Сохранена обязанность проводить подрядные торги для заключения связанных со строительством договоров, если в соответствии с п. 1.4 Указа №380 они носят обязательный характер. Исключениями, как и прежде, являются:

  • договоры на закупку товаров, если стоимость каждого вида товаров менее 3 тыс. БВ;
  • договоры на выполнение отдельных видов строительных и иных работ, если стоимость каждого вида менее 3 тыс. БВ.

Авторский надзор

Проведение торгов для заключения договора авторского надзора не обязательно в случае ликвидации (прекращения деятельности) разработчика проектной документации или при наличии иных обстоятельств, исключающих его деятельность.

Права госорганов

При строительстве госорганам предоставлено право определять без проведения процедур закупок и госзакупок генеральные проектные, подрядные и специализированные организации, подчиненные Министерству по чрезвычайным ситуациям, в отдельных случаях, установленных п. 1.8 Указа №380.

Закупки не проводятся

Также расширен перечень случаев, когда не применяется законодательство о закупках при строительстве. Так, требования Указа №380 не распространяются на строительство:

  • одноквартирных и блокированных жилых домов, полностью финансируемых за счет собственных и (или) заемных средств граждан Беларуси, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в республике;
  • объектов, полностью финансируемых за счет средств иностранных инвесторов;
  • газопроводов от места присоединения к действующему уличному распределительному газопроводу до отключающего устройства на вводе в жилой дом и внутридомовой системы газоснабжения эксплуатируемого жилищного фонда граждан, за счет которых полностью финансируется строительство.

Иностранные инвесторы

В Указе №380 сохранилось прежнее определение «иностранные инвесторы», как и в Указе №591. Несмотря на освобождение от необходимости проведения подрядных торгов для частных компаний, формулировка допускает неоднозначность трактовки правоприменительными органами в случае строительства, заказчиком которого выступало юридическое лицо, привлекающее для строительства заемные средства нерезидента.

О применении законодательства

При проведении закупок товаров (работ, услуг) при строительстве не применяются:

  • Указ от 05.05.2009 г. №232 «О некоторых вопросах проведения аукционов (конкурсов)»;
  • ст. 57 Закона от 05.07.2004 г. «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (далее - Закон).

Ограничения на «дочек»

Одним из существенных ограничений, введенных ст. 57 Закона, стал запрет на участие в процедурах закупок при строительстве дочерних унитарных предприятий, дочерних или зависимых хозяйственных обществ, обособленных структурных подразделений (филиалов) организатора. Данная норма вступила в силу с 02.07.2016 г., однако не доказала свою эффективность в строительстве.

Сроки действия

Положения Указа №380 распространяются только на отношения, возникшие после его вступления в силу. Так, в соответствии с ч. 2 п. 6 под его действие не подпадают закупки при строительстве, процедуры которых начаты (принято решение заказчика о проведении) или договоры заключены до 01.01.2017 г. В указанных случаях применяется законодательство, действовавшее на момент принятия решения заказчиком / заключения договора.

Например, если частная компания планирует строительство объекта стоимостью более 100 тыс. БВ и заключила договоры на проектирование, оказание инженерных услуг до 01.01.2017 г., то следует руководствоваться Указом №591. А при завершении работ по проектированию заключение договора генподряда после вышеуказанной даты в рамках строительства объекта возможно с проведением процедуры переговоров.

Прерогатива правительства

В соответствии с п. 4 разъяснение порядка применения Указа №380 поручено Совмину.

Иные изменения законодательства о закупках

В связи со вступлением в силу Указа №380 также внесены изменения в постановление Совмина от 31.01.2014 г. №88 «Об организации и проведении процедур закупок товаров (работ, услуг) и расчетах между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов».

Перечни показателей для предварительного квалификационного отбора участников торгов и документов об экономическом и финансовом положении участников с 01.01.2017 г. стали закрытыми. Из них также исключены отдельные положения и документы.

Установлен максимальный размер удельного веса для критерия «цена предложения», который не может превышать 50%.

Скорректированы условия предоставления обеспечения исполнения договора при предложении участником цены ниже стартовой цены заказа. При этом устанавливается максимальный предел снижения - 15%.

Дополнены случаи применения преференциальной поправки при проведении подрядных торгов, торгов и переговоров, если участник предложил товары собственного производства организаций, в которых численность инвалидов составляет не менее 50% списочной численности работников. Размер преференциальной поправки - 25%.

О своем праве на преференциальную поправку участник должен указать в конкурсном предложении, предложении для переговоров, приложив подтверждающие документы.

Виталий ТВАРДОВСКИЙ, юрист юридической фирмы «Сысуев, Бондарь, Храпуцкий»