В Беларуси принята новая редакция закона «О государственных закупках товаров (работ, услуг)». Новации направлены на то, чтобы сделать государственные закупки, на которые ежегодно направляется около 10% ВВП, более прозрачными и конкурентными, минимизировать коррупционные риски и более рационально расходовать бюджетные средства.

nov15

Закон вступит в силу 1 июля 2019 г.. За это время субъекты хозяйствования должны подготовиться к работе в новых условиях. Агентство БЕЛТА  провело онлайн-конференцию с Павлом Жуковским, начальником управления государственных закупок Министерства антимонопольного регулирования и торговли.

– Как можно охарактеризовать сферу госзакупок в Республике Беларусь? В какую сумму можно оценить их годовой объем, какова их доля в ВВП?

– С помощью государственных закупок реализуются потребности государства и общества. Так, в 2017 г. стоимость заключенных по результатам государственных закупок договоров превысила Br6,5 млрд, что составляет более 6% ВВП Беларуси. И это без учета закупок при строительстве. Если объединить все закупки, в том числе в сфере строительства, то получается 10% от ВВП в год. Это средний показатель по многим странам. К примеру, в Европе он находится на уровне 15-20%, в странах ЕАЭС - около 10-15%. Всего за 2017 г. было проведено 390 757 процедур государственных закупок, из которых около 60% - из одного источника. Одновременно в стоимостном выражении доля процедур закупок из одного источника за этот период составила около 80%. По итогам первого полугодия 2018 г. проведено более 230 тыс. процедур закупок, из них 53% - из одного источника. Мы хотим, чтобы доля таких закупок уменьшалась, поскольку их очень сложно контролировать и оценивать эффективность расходования бюджетных средств. Поэтому эти закупки должны стать более прозрачными и подконтрольными. За первое полугодие заключено более 200 тыс. договоров субъектами хозяйствования - получателями бюджетных средств на сумму Br2 млрд, из них 65% закупок было осуществлено из одного источника, 35% - в результате конкурентных процедур.

– Какова основная цель обновленного закона? Какие стратегические задачи стояли при его разработке? В полной ли мере в нем учтены те проблемные моменты, которые сейчас имеют место на практике?

–При разработке закона Министерство антимонопольного регулирования и торговли постаралось учесть все проблемные моменты осуществления государственных закупок, с которыми МАРТ как регулятор столкнулся на практике. Соответственно, основной целью обновленного закона являлось совершенствование механизма осуществления государственных закупок товаров (работ, услуг) для обеспечения максимальной прозрачности проведения процедур государственных закупок, развития конкуренции, что в совокупности ведет к эффективному расходованию бюджетных средств. Кроме того, закон расширит возможности хозяйствующих субъектов по защите своих прав и законных интересов в данной сфере.

В какой степени был перенят международный опыт при подготовке нового закона? Унифицированы ли его нормы с законодательством ЕАЭС?

–Обновленный закон подготовлен, прежде всего, в рамках приведения национального законодательства в соответствие с Договором о Евразийском экономическом союзе, регулирующим в том числе вопросы осуществления закупок. Кроме того, Министерством антимонопольного регулирования и торговли анализировалось законодательство о закупках в странах СНГ, а также отечественные и зарубежные публикации в средствах массовой информации по данной тематике.