В феврале произошло немало событий в экономической жизни страны. По мнению эксперта, говорить о выходе из кризиса рано. Тем не менее, представители белорусского бизнеса стремятся преодолеть негативные тенденции в экономике. Особо стоит отметить, что деловая активность набирает обороты не только в столице, но и за ее пределами.

Леонид ЗлотниковРано говорить о выходе из кризиса

- Не могу разделить мнение вице-премьера Владимира Семашко о том, что промышленность выходит из кризиса, так как увеличились темпы роста производства и экспорта. Дело в том, что натуральные показатели – больше произвели, больше продали - не имеют никакого отношения к экономике, - комментирует кандидат экономических наук Леонид Злотников. – Можно много произвести и продать с убытками, по цене металлолома. Экономика – это не сколько произвели в натуральных показателях, а какую прибыль получили. Лишь на 2017-й г. ставится задача вывести машиностроение на рентабельность в 2,5-5%. Если учесть ожидаемую инфляцию около 10% и оборот капитала в машиностроении - 4 месяца, то фактически это означает вывод отрасли на нулевую рентабельность лишь в 2017 году.

Говорить о выходе из кризиса преждевременно, пока не осознаны причины, которые к нему привели. А начался кризис не вчера. Начался он в начале 90-х, когда у нас исчезли высокотехнологичные отрасли экономики. В Беларуси выпускали 60% всех компьютеров, потребляемых в СССР. Вслед за компьютерами пропали станки с ЧПУ, телевизоры и т.д. В последние годы ускорилось снижение конкурентоспособности производств более низкого технологического уклада (автомобили, трактора, органическая химия и др.). Оставались конкурентоспособными лишь добывающие отрасли и переработка сырья.

В последние десятилетия нарастало отставание белорусской промышленности по уровню применяемых технологий, организации и специализации производства. Кроме того директивное повышение зарплаты сверх возможностей экономики (например, в 2012-2013гг. рост реальной зарплаты составил около 40%, при росте ВВП в 2,5%), завели Беларусь в «ловушку среднего уровня дохода». И пока не осознаны причины кризиса, рано говорить о выходе из этого кризиса.

Заявление Семашко считаю наиболее значимым событием февраля, поскольку оно показало, что в Беларуси экономики нет, есть лишь «национального хозяйство». Оно еще раз подтвердило высказывание Л. Мизеса, что при социализме экономический расчет отсутствует и что это является причиной его нежизнеспособности.

Ольга ЛеонтьеваНеделя предпринимательства вышла за пределы столицы

- Традиционно в первые месяцы года происходит формирование планов работ по развитию предпринимательства на уровне структур власти и институтов поддержки предпринимательства. В том числе, при поддержке Министерства экономики в конце февраля началась Неделя предпринимательства. Рассматриваю ее в большей степени как мероприятие просветительское, но важным является то, что события Недели охватывают не только Минск, а большая часть мероприятий недели пройдет в регионах, - отмечает председатель Ассоциации франчайзеров и франчайзи «Белфранчайзинг» Ольга Леонтьева. - Обсуждая итоги первых месяцев года, я бы хотела рассмотреть новости в своей сфере – использовании франчайзинга. Тем более, что покупка франшизы, как инструмент снижения рисков и развития/объединения сетей, остается актуальной в текущей экономической ситуации. Здесь хочу отметить, что с начала года банками внедряются новые программы по финансированию франчайзинговых сделок, в том числе за счет средств Банка Развития Республики Беларусь. По прошлому опыту знаю, что любое инфраструктурное решение, а особенно в сфере финансирования, вызывает рост числа запросов на реализацию проектов. Надеюсь, что и эти программы вызовут активизацию на рынке.

Все флаги в гости к нам после снятия санкций ЕС на текстиль

- Снятие санкций ЕС влечет за собой повышенный спрос на белорусский лен и ряд других товаров легкой и трикотажный промышленности, - уверена куратор выставки «БелТЕКСлегпром. Весна – 2017» Лариса Ильейть. - Специализированные выставки в Беларуси давно перестали быть просто демонстрационной площадкой отраслевых новинок и достижений. В рамках выставок заключаются крупные международные контракты, идет обмен опытом между странами и между специалистами. Перспективы развития малого и среднего бизнеса, тенденции потребительских предпочтений, брендинг, мерчендайзинг – вот темы, которые затрагиваются в раках семинаров и круглых столов. Обмен опытом по созданию и продвижению конкурентоспособной продукции – один из ключевых элементов выставки, получить знания и рекомендации от практиков из других стран бесценно.

Этой весной выставка принимает много гостей из-за рубежа. Мы уверены в эффективности участия в выставке наших экспонентов и готовы предложить максимально комфортные условия для проведения переговоров и демонстрации товара.