Бизнес союз предпринимателей и нанимателей имени профессора М.С. Кунявского (БСПН) направил в Министерство антимонопольного регулирования и торговли, а также в Министерство экономики аналитическую записку «О совершенствовании законодательства по противодействию недобросовестной конкуренции в виде демпинга».

Осторожно: ценовой демпинг!

В ней БСПН констатирует участившиеся случаи ценового демпинга в ходе конкурсных торгов на приобретение товаров (работ, услуг) за счет бюджетных средств. По данным бизнес-союза, в последнее время в тендерах на строительство нередко побеждают компании, которые снижают цены на работы в три-четыре раза относительно стартовой сметной стоимости. Что, скорее всего, связано с нарушением технологий, а также с использованием подрядчиками разного рода «серых» схем, в том числе - уклонения от уплаты налогов.

Ситуацию усугубляет тот факт, что сейчас в Беларуси при определении победителя открытого конкурса на закупку товаров (работ, услуг) решающим фактором является цена предложения. Согласно ст. 39 закона от 13.07.2012 г. №419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)», удельный вес этого критерия в совокупности факторов должен составлять не менее 40%. По мнению БСПН, такая норма права лишь стимулирует демпинг.

В связи с этим бизнес-союз предлагает дополнить действующее законодательство рядом норм. В том числе:

- ввести законодательное определение демпинга, например, по образцу Германии, где к демпингу относятся факты продаж по нерентабельным ценам, если они применяются постоянно в течение более 3-х недель;

- ввести обязательную процедуру проверки необычайно низкой цены предложения, если отрыв стоимости от ближайшего конкурента или от калькуляции заказчика составляет более 10-20 %. В таких случаях участника конкурса можно обязать дать пояснения, а заказчика - проанализировать их и при выявлении демпинга исключить предложение из конкурса;

- ввести в качестве основного критерия выбора победителя принцип соотношения цены и качества, который должен учитывать издержки жизненного цикла товара (услуги), в том числе расходы на обслуживание и утилизацию и т.д.