В ближайшее время в выставочно-ярмарочной жизни Минска грядут большие перемены. Будет снесен павильон, расположенный по адресу ул. Я. Купалы, 27, начнется строительство масштабного Национального выставочного центра в районе Щемыслицы и начнет действовать Координационно-консультационный совет по международным выставкам, ярмаркам, экономическим форумам и презентациям.
 
Последний берет на себя обязательство совместно с заинтересованными выставочными компаниями и государственными структурами создать предпосылки для превращения Минска в один из крупнейших выставочных центров в Восточной Европе. Но достичь этой, несомненно, благородной цели им удастся, только лишь если они сумеют вытянуть отечественный выставочно-ярмарочный бизнес из детских штанишек, в которых тот пребывает уже довольно давно по ряду не всегда зависящих от него причин.
 
По объему выставочных площадей Минск сильно отстает от европейских столиц
 
Чтобы оценить уровень развития этой отрасли в нашей стране, достаточно сравнить количество выставочных площадей, которыми располагают ближайшие соседи и, собственно, столица Беларуси. Так, в Москве имеется комплекс площадью в 150 000 м2, в Познани – 110 000 м2, в Брно – 130 000 м2, в Киеве – 58 000 м2, в Вильнюсе – 30 000 м2. В Минске же имеется два полноценных выставочных комплекса, но они столь малы, что даже в сумме их площади не превышают размеров Вильнюсского LITEXPO. Площадь павильона, расположенного на ул. Я. Купалы, 27, составляет 5000 м2, а здания на пр. Победителей, 14 (именуемого в народе “Ромашкой”) и того меньше – 3600 м2.
 
Конечно, выставочная жизнь Минска не сосредоточена только вокруг этих двух объектов. Достаточно часто выставочные компании сейчас проводят свои мероприятия также в холле Дворца молодежи и Дворца искусств, а также на Футбольном манеже и во Дворце спорта. Но под такую деятельность они мало приспособлены. А рынок Беларуси за последние годы всё же существенно подрос, и уже достаточно часты случаи, когда отдельные выставки проходят одновременно в двух зданиях. Некоторым экспонентам даже приходится разбивать рядом палатки, потому что под крышу все желающие уже не помещаются. Обеспокоенные наличием “квартирного вопроса” игроки рынка остро ощущают нехватку квадратных метров, и время от времени за них даже возникает самая настоящая борьба. Решение его должно быть найдено в самые ближайшие сроки, в противном случае рост отрасли либо затормозится, либо примет весьма странные формы, когда участники будут вынуждены ютиться, где попало.
 
Как пережить 2012 год?
 
Пока же ситуация только лишь усугубляется. В марте 2010 г. инвесторами из Омана был выкуплен участок земли в центре Минска, на котором расположен крупнейший выставочный комплекс города. На нем новый владелец возведет коммерческую недвижимость. Здание “БелЭкспо” будет функционировать в обычном режиме до конца 2011 г., но потом будет снесено. В его лице участники рынка потеряют очень важный объект. По словам организаторов выставок, павильон на Я. Купалы, 27 всегда был самым популярным и посещаемым. Его месторасположение очень удачное: многие минчане заходят в него по дороге с работы или просто во время прогулки по городу, в то время как здание на пр. Победителей, 14 находится всё же в стороне от излюбленных маршрутов жителей столицы. У “Ромашки” лишь одно преимущество – более вместительная автостоянка. Адекватной замены доживающему свой последний год павильону до сих пор еще не нашли.
 
Наиболее вероятно, что его функцию возьмет на себя одно из спортивных сооружений, которых в Минске предостаточно. Но не каждое из них подойдет для проведения широкомасштабных выставок-ярмарок. Ведь выставка – это маленький город, которому подается вода, тепло и электричество, причем в огромных количествах. Поэтому начинать переоборудование соответствующего здания необходимо уже сейчас. А в идеале – возводить новый, полностью специализированный выставочный комплекс.
 
Проект здания огромного Национального выставочного центра включен в план застройки микрорайона Щемыслица, который должен появиться на юго-западной окраине города. По сравнению с ныне существующими это будет просто шикарный павильон с общей демонстрационной площадью в 50 000 м2, состоящий из 6 экспозиционных блоков, соединенных между собой галереей. Представители ряда выставочных компаний высказали опасение, что это не самая лучшая идея – выносить НВЦ на окраину, где нет никаких сопутствующих коммуникаций и развитой инфраструктуры. Однако он будет возводиться вместе с жилыми зданиями микрорайона, так что вся застройка будет обеспечена всеми необходимыми ресурсами, а к самому микрорайону проложат метро. Поэтому если в НВЦ будет на что посмотреть, люди потянутся. Специально для организаторов и гостей выставок даже предусмотрено строительство гостиничного комплекса из двух зданий на 40 и 50 этажей.
 
Одно плохо – по планам возведение застройки должно завершиться к 2015 г. Непонятно, правда, где будут проводиться крупные выставки-ярмарки в промежуток между сносом купаловского здания и пуском в строй его преемника. Несомненно, какое-то временное решение будет найдено, но очень похоже на то, что 2012 г. станет для выставочной жизни Минска очень сложным. В частности, под вопросом останется судьба популярной книжной выставки-ярмарки, организуемой компанией “Макбел”.
 
"Оголтелое" импортозамещение мешает развитию выставочной деятельности
 
Еще одной проблемой, препятствующей росту выставочной отрасли, по словам заместителя генерального директора компании “МинскЭкспо” Евгения Грецкого, является также “глубокое и оголтелое следование программе импортозамещения чиновниками”. Многие иностранные компании отказываются посещать минские выставки именно по этой причине. Отказ объясняют просто: “Зачем нам приезжать, вы ведь всё равно у нас ничего не купите”.
 
Специфический имидж нашей страны в глазах мировой общественности, особенности национальной экономики, отсутствие соответствующих современным требованиям рынка выставочных площадей, а также четкой стратегии развития отрасли на многие годы вперед или хотя бы координации действий между ее участниками – вот факторы, которые мешают подняться этой сфере бизнеса хотя бы до уровня Литвы. “Некогда при Министерстве иностранных дел был сформирован выставочный совет, позднее подчиненный Министерству торговли, – пояснил ситуацию директор выставочной компании “Асунта” Игорь Поржецкий, – который должен курировать нашу деятельность и как-то ее развивать. Но реально он не работает. Члены этого совета не собираются вместе, не обсуждают наши проблемы. У него нет даже фирменного бланка с юридическим адресом! А должна быть какая-то реально работающая организация. Пока что мы все фактически предоставлены сами себе”.
 
Подобную инициативу взяла на себя Республиканская конфедерация предпринимательства. На ее базе сейчас формируется Координационно-консультационный совет по международным выставкам, ярмаркам, экономическим форумам и презентациям. К нему будет стекаться информация о планах белорусских выставочных компаний и мероприятиях, проводимых за рубежом. И в соответствии с полученными данными будет планироваться деятельность многих компаний Беларуси, не только связанных с выставочной отраслью. В этом центре информирования бизнеса организации и предприниматели смогут получить консультацию, где и когда им лучше будет показать свой товар лицом. Либо какое мероприятие посетить, чтобы завязать деловые контакты. Наличие подобного центра может значительно упростить белорусским предприятиям выход на мировые рынки. Он также позволит избежать ненужного дублирования схожих по тематике мероприятий. Так, например, с разницей в один день в прошлом году прошли инвестиционный форум во Франкфурте-на-Майне и инновационный форум в Минске. Выбирая между двумя такими форумами, крупный иностранный инвестор, разумеется, скорее поедет в Германию, чем посетит Беларусь, поскольку немецкий форум – больше и престижнее.
 
“Необходима разработка концепции развития белорусской выставочно-ярмарочной деятельности, – сказал председатель президиума Республиканской конфедерации предпринимательства Владимир Карягин. – Ее можно будет обсудить в рамках создаваемого Совета, внести на рассмотрение правительства ряд предложений в этом направлении. Долгие годы его курировало Министерство торговли, но оно осуществляло лишь тактическое планирование, на год вперед. А в бизнесе есть потребность планировать тематику и планы экспозиций на три-четыре года вперед”.
 
Насколько участие в международных выставках может быть полезным, хорошо иллюстрирует следующая цифра: на всемирной выставке “ЭКСПО-2010” в Шанхае белорусскую экспозицию посетило около 5,5 млн человек. Среди них были, разумеется, не только любопытные туристы. Ну а если наша страна хочет быть в центре внимания крупных игроков мирового экономического пространства, то высшим пилотажем здесь может быть только организация собственной международной выставки-ярмарки или экономического форума. Ведь есть подобные амбиции в спортивной сфере, и они приносят плоды: так, в 2014 г. в Минске пройдет чемпионат мира по хоккею. Почему бы не замахнуться на право проведения в столице Беларуси в каком-нибудь 2020 г. очередной всемирной выставки “ЭКСПО”? – задается вопросом Владимир Карягин.
 
Минск может стать одним из крупнейших выставочных центров в Восточной Европе
 
Эксперт выказал уверенность, что Минск имеет все шансы стать одним из крупнейших выставочных центров в Восточной Европе. При условии, если в этом направлении систематически работать. А работать над ним нужно, по его мнению, хотя бы потому, что выставки стимулируют деловую активность, помогают привлекать инвестиции и оживляют туристический бизнес. “Когда в Познань приезжают на выставки, – привел пример В. Карягин, – в самом городе цены в гостинице вырастают в два-три раза и вокруг в радиусе 50 километров все гостиницы заполняются во всех близлежащих городах и населенных пунктах. К этому нужно стремиться”.
 
При правильном подходе к делу даже программа импортозамещения не станет преградой, считает Владимир Карягин. Если развивать в Беларуси программы субконтрактации с крупнейшими мировыми производителями. “Список продукции импортозамещения – это сигнал инвестору, в какую сферу можно вложить деньги. Нам нужно научиться через развитие кооперации, интеграции и субконтрактации делать конкурента партнером. И международные выставки могут быть хорошей площадкой переговоров на эту тему”, – пояснил он.
 
Координационно-консультационный совет по международным выставкам, ярмаркам, экономическим форумам и презентациям, по предварительным данным, начнет свою работу в марте 2011 г. Если он не станет очередной бюрократической структурой, то, как знать, может быть, ему действительно удастся вывести выставочную отрасль Беларуси на принципиально новый уровень? Но для начала ей нужно пережить 2012 год.