Эффект плацебо, открытый европейскими эскулапами еще в XVIII в., до сих пор учитывается при клинических испытаниях новых лекарственных форм - как условная нулевая отметка в лабораторном расчете целебных свойств препарата. Однако с развитием медицинского маркетинга сегодня все чаще говорят об интегральной плацебо-составляющей, целом комплексе факторов, включающие авторитет фармацевтического бренда, информацию о стране происхождения продукта, технологичность исполнения упаковки - вплоть до размаха и качества рекламных кампаний.


Геннадий Живень, директор ОАО «Несвижский завод медицинских препаратов»
Геннадий ЖИВЕНЬ, директор ОАО «Несвижский завод медицинских препаратов»

- На известную категорию пациентов эти факторы уже сами по себе оказывают позитивное терапевтическое влияние, и уж тем более нельзя игнорировать их воздействие на экономическое здоровье производителей лекарств.

Со стороны может ошибочно показаться, что «НЗМП» остается в стороне от этих процессов, так как наша традиционная специализация - выпуск инфузионных растворов - рассчитана на снабжение в первую очередь госпитального сектора Беларуси. Заказы формируются предприятиями системы «Фармация», что гарантирует достаточно стабильный уровень спроса на готовую продукцию.

На самом деле хозяйственная деятельность предприятия теснейшим образом завязана на рынок, и в первую очередь внешний, откуда мы получаем исходные субстанции для приготовления растворов и комплектующие для изготовления упаковки, технологические линии, черпаем продуктивные идеи для расширения лекарственной номенклатуры.

Да, в финансовом плане объем прямых экспортных поставок из Несвижа относительно невелик, что отчасти объясняется невысокой ценой и низкой маржинальностью наших препаратов. Тем не менее мы провели регистрацию своих препаратов в России, Азербайджане, Туркменистане и Казахстане.

Здесь следует учитывать специфику отрасли. Государственными программами по развитию фармацевтической промышленности в сфере производства фармацевтических субстанций, готовых лекарственных и диагностических средств до 2020 г. предусмотрено достижение пропорции 50x50 между зарубежными препаратами и отечественными функциональными аналогами. Напомню, речь идет о ценовом паритете, поэтому в русле программных требований вытеснение импорта из внутреннего оборота и рост экспорта являются задачами одного порядка.

К примеру, мы активно предлагаем зарубежным партнерам организацию поставок в нашу страну лекарственных препаратов в форме in bulk, т.е. крупными партиями с последующей упаковкой на мощностях завода.

ОАО «Несвижский завод медицинских препаратов»

Готовые препараты с отечественной маркировкой представляем для участия в тендерных торгах, проводимых Минздравом. Выгода от такой производственно-логистической схемы очевидна: снижение цены конечного продукта для потребителей (госпитального сектора), перераспределение части прибыли иностранного поставщика за счет значительного повышения доли отечественного труда в каждой товарной партии.

Естественный «недостаток» заключается в том, что схема реализуется в довольно плотном конкурентном окружении - в открытом сегменте рынка, где уже представлены несколько компаний разной формы собственности и, вероятно, планируется реализация новых профильных инвестпроектов. Одним словом, дремать маркетинговым службам предприятия не приходится.

- Геннадий Адольфович, мы начали разговор с эмоциональной составляющей, которая неизбежно присутствует во взаимоотношениях между доктором и пациентом. Однако в контактах между врачом и фармацевтом, очевидно, превалируют более прагматичные моменты?

- В 2008 г. завод ввел в эксплуатацию линии по производству инфузионных растворов по технологии Bottlepack. В 2014 г. запущен производственный участок по розливу лекарственных средств в полиэтиленовые пакеты. Сейчас завершается монтаж современного оборудования по производству препаратов в стеклянных бутылках в соответствии с требованиями GMP. Других видов упаковки для инфузионных препаратов просто нет.

ОАО «Несвижский завод медицинских препаратов»

- Расскажите, пожалуйста, подробнее об организации технологического процесса на предприятии.

- Линия по производству инфузионных растворов в полиэтиленовой таре сертифицирована на полное соответствие требованиям GMP. Воду для приготовления инъекций получают многоступенчатым методом. На станции ультрафильтрации она проходит через фильтры, освобождаясь от железа. Далее - установки умягчения и обратного осмоса, где вода под высоким давлением пропускается через полупроницаемые мембраны, задерживающие растворенные соединения и микроорганизмы. Следующая стадия - установка для дистилляции. Дистиллят поступает в систему распределения, а оттуда - на участок приготовления, где смешивается с порошковым концентратом препарата в больших емкостях.

Сырье взвешивается с помощью электронных весов, и в дальнейшем процесс контролируется электроникой. Управление технологическим процессом доверено компьютеру, оператор лишь следит за правильностью показаний. Затем готовый раствор подается на розлив. На участке розлива установлено оборудование фирмы Weiler - по 2 BFS-машины и машины по приварке колпачков.

ОАО «Несвижский завод медицинских препаратов»

BFS-машина (Blow, Feal, Seal) выдувает из горячего пластика бутылки, в которые сразу разливает раствор и закупоривает, что обеспечивает его стерильность.

На линии просмотра осуществляется визуальный контроль на наличие взвесей и осадка в растворе. После этого с помощью погрузчиков платформы с бутылками помещаются в автоклав, где подвергаются термической обработке. Автоклав работает в автоматическом режиме. Оператор только выбирает нужную программу и следит за показаниями датчиков.

Заключительная стадия производства - маркирование и упаковывание продукции. На бутылки автоматически наклеиваются этикетки, после этого они упаковываются в ящики на картонажной машине, которая устанавливает бутылки, кладет внутрь листок с инструкцией и заклеивает ящик.

ОАО «Несвижский завод медицинских препаратов»

- Скажу честно, процесс впечатляет. Видимо, он позволяет быстро варьировать товарную линейку в зависимости от конъюнктурных требований?

- Увы, это не так. Фармацевтический бизнес никогда не отличался высокой мобильностью. Ни ускорить, ни замедлить процедуру мы не можем. Скажу только, что каждая маркированная партия после выпуска поступает не на склад готовой продукции, а в карантинную зону. Безопасность скрупулезно тестируется, в том числе в виварии на подопытных животных. Но эти выходные тесты лишь завершают длинную цепочку лабораторных исследований, которые продолжаются (а иногда и многократно дублируют друг друга) на всех стадиях производственного цикла.

Сегодня в качестве флагманских продуктов завода и как итог длительного периода разработки и освоения мы представляем три перспективных препарата. Первым в инновационной линейке стал гамовен, который обладает антигипоксическим и антиоксидантным действием, нормализует кислотно-щелочной баланс и газовый состав крови, улучшает ее реологические свойства.

ОАО «Несвижский завод медицинских препаратов»

Кстати, возвращаясь к началу разговора, хочу отметить, что в профессиональной лексике существует термин, зеркально противоположный эффекту плацебо - это ноцебо, когда препарат с доказанным положительным действием вызывает психологическое неприятие у пациента. Нередко поводом для этого становятся совершенно необоснованные слухи и недальновидные публикации. Этому можно противопоставить только неоспоримый профессиональный авторитет и исключительно прозрачную производственную политику - фирменный знак «НЗМП».

Наименование Ед. изм. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 6 мес. 2016 г.*
Производство продукции тыс. упаковок 21 774 23 464 25 932 12 957
млн руб. 13,38 20,98 23,56 11,65
Реализация на внутреннем рынке тыс. упаковок 19 159 20 744 23 005 11 692
млн руб. 11,20 18,26 26,79 10,84
Рентабельность продаж % 7,9 14,3 16,3 13,6
Чистая прибыль млн руб. 0,009 1,109 1,229 0,564

* С учетом остановки линии по производству инфузионных растворов в стеклянных бутылках на реконструкцию

ОАО «Несвижский завод медицинских препаратов»


ОАО «Несвижский завод медицинских препаратов»
222603, Минская обл., Несвижский р-н,
пос. Альба, ул. Заводская, 1
Тел.: +375 (1770) 6-20-01
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
www.nzmp.net 

 

Глеб ПОКРОВСКИЙ