ОАО «Брестский электротехнический завод» (БЭТЗ), которое уже не первый год удерживает звание одного из лучших отечественных предприятий в своей отрасли, успешно справилось с заданиями социально-экономического развития на пятилетку. Его достижения признаны на международном уровне и отмечены многочисленными наградами и сертификатами в республике. Уникальность обеспечивает предприятию немало преимуществ, но одновременно заставляет постоянно диверсифицировать рынки сбыта.

 

 

Степан ШКАПИЧ, директор ОАО «Брестский электротехнический завод»

Справка «Директора» 1

БЭТЗ - единственное специализированное предприятие в Беларуси по выпуску аппаратуры железнодорожной автоматики, телемеханики и связи, предназначенной для управления, контроля и обеспечения безопасности движения поездов. С момента преобразования в самостоятельную структуру (на базе цеха Гомельского электротехнического завода по выпуску стативов) 1 июля 1976 г. БЭТЗ стал головным предприятием по выпуску данного вида продукции в республике. Общая численность работников - около 500 человек.

За 40 лет БЭТЗ прошел путь от механических дорожных мастерских до крупного предприятия, входящего в десятку ведущих в своей отрасли в СНГ. Оценивать его достижения лучше всего в сравнении: если в 1971 г. на заводе выпустили 100 стативов, в 1980 г. - 900, то в 1986 г. - более 11 тыс. Высоких результатов удалось достичь за счет увеличения качества производимой продукции, внедрения передовых технологий, механизации и автоматизации производства, повышения квалификации работающих.

Как отметил директор ОАО «Брестский электротехнический завод» Степан ШКАПИЧ, перестроечные годы принесли предприятию немало проблем. Коллективу пришлось адаптироваться к новым условиям из-за сокращения заказов на приборы и аппаратуру для железнодорожного транспорта, расширять номенклатуру изделий, ориентироваться на продукцию, пользующуюся спросом у населения.

В 1991-1994 гг. БЭТЗ утратил связи с научной базой в России, Украине и большинство заказов из-за дублирования выпускаемой продукции в других странах СНГ и отказа от нее основных потребителей (железные дороги России и Украины) в связи с проблемами таможенного оформления. Тогда же руководство предприятия предприняло ряд попыток вхождения в межгосударственные объединения. Однако несмотря на это, сократились объемы производства: стативов - в 11 раз, другой аппаратуры для железнодорожного транспорта - в 6-7 раз. Устоять и выжить удалось за счет увеличения номенклатуры изделий, заключения дополнительных договоров на техническую документацию не только на железнодорожную аппаратуру, но и на разработки собственной документации на товарную продукцию и технологическое оборудование.

На это время пришелся максимальный годовой рост объемов освоения новой продукции: шкафы для городской телефонной связи, панели питания и блоки для СЦБ типа ЭЦ и ЭЦК, щиты ЩВПУ, транспортабельные комплексы ЭЦ-ТМ, пульты табло, разрядники, конденсаторные блоки, аппаратура частотного диспетчерского контроля ЧДК и тональных рельсовых цепей ТРЦ-3.

На новые рельсы

Следующим этапом развития завода стало принятие руководством Белорусской железной дороги (БЖД) решения о применении средств автоматики и телемеханики, соответствующих международным стандартам и разработанных на современной элементной базе и принципах конструирования, с высокой степенью надежности, которые позволяют максимально снизить влияние человеческого фактора на управление движением железнодорожного транспорта. Речь идет о системах автоматизированной микропроцессорной централизации, блокировки и унифицированных источниках питания к ним.

ОАО «Брестский электротехнический завод» (БЭТЗ)

В рамках реализации Госпрограммы по импортозамещению БЭТЗ с 2006 г. тесно сотрудничает с ООО «АЖД Прага» в освоении совместного производства аппаратуры железнодорожной автоматики и телемеханики (ЖАТ). Выбор был не случайным, потому что по специфике и технологии производства чешская компания оказалась наиболее близкой БЭТЗ.

Первое лицензионное соглашение с ООО «АЖД Прага» было заключено в 2007 г. на право производства универсальных источников питания для больших и малых станций UNZ, которые обеспечивают гарантированное бесперебойное питание ЖАТ и применяются вместо морально устаревших панелей питания типа ЭЦ и ЭЦК. В 2008 г. предприятие по лицензии компании «АЖД Прага» начало выпускать комплексы микропроцессорной централизации ESA 11-BC, в 2012 г. - электронной автоблокировки АВЕ-1-ВС и светооптических светодиодных систем для карликовых и мачтовых железнодорожных светофоров.

Тесное сотрудничество с чешской компанией способствовало внедрению в 2010 г. микропроцессорной централизации МПЦ ESA 11-BC, электронной автоблокировки АВЕ-1-ВС и универсальных источников питания UNZ собственного производства на станции Степянка Минского отделения БЖД. В 2011-2012 гг. подобные системы были смонтированы на станциях Новополоцк и Ждановичи. В 2013 г. БЭТЗ приступил к производству оборудования для ряда станций объекта «АБ участка Осиповичи - Жлобин», а с июня 2013 г. стал отгружать программно-аппаратные комплексы МПЦ ESA 11-BC, АВЕ-1-ВС и универсальный источник питания UNZ.

Международное сотрудничество завода с компаниями «АЖД Прага», «Ижевский радиозавод» и «АВП Технологии» позволило в короткие сроки перейти на современные технологические процессы и начать производство в Беларуси новых систем управления движением поездов.

Конкурентоспособность и качество

К сожалению, кризисные явления последних лет отразились и на деятельности БЭТЗ: сократились объемы строительства железных дорог в странах, куда традиционно экспортируется его продукция. По словам руководителя предприятия, сегодня основная задача - сохранить конкурентные позиции на главных рынках: в России, Туркменистане, Узбекистане, Казахстане, странах Балтии и Азербайджане.

Несмотря на объективные трудности, в 2015 г. завод успешно выполнил главную задачу по обеспечению БЖД и партнеров выпускаемой продукцией, приступил к реализации ряда новых проектов, снижению доли импортной составляющей и модернизации производства.

Выпуск конкурентоспособной продукции, отвечающей современным требованиям качества конструирования, технологии производства, надежной эксплуатации и приемлемой цены способствует международному сотрудничеству и поставкам оборудования ЖАТ на экспорт. С 2008 г. в рамках реализации соглашения в области производственной кооперации между Белорусской железной дорогой и РЖД ежегодно разрабатывается программа расширения сотрудничества БЭТЗ с ОАО «Российские железные дороги».

Реализация масштабных задач потребовала инвестиций за счет собственных средств - за пятилетку заводом в основной капитал вложено 6 550 млн руб. Это позволило провести технологическое переоснащение завода, закупив технологическое оборудование на 6 157 млн руб.: промышленный комплекс лазерного раскроя металла КС-3В «Навигатор», электромеханический листогибочный пресс Finn-PowerE80-2550, комплекс лазерной маркировки «Мини-Маркер» и технологический лазерный комплекс ТЛК «Хебр» 1А.

«На БЭТЗ успешно завершены запланированная реконструкция и модернизация с расширением производственных мощностей, предназначенных для выпуска новых изделий, - отметил С.Шкапич. - Затраты на строительно-монтажные работы составили 465 млн руб., разработаны технологическая оснастка и приспособления для пусконаладочных работ на сумму 301,6 млн. руб. К заводским условиям адаптирована конструкторская и технологическая документация разработчика, подготовлена необходимая для организации производства документация».

На предприятии постоянно работают над увеличением доли собственного производства, при этом уровень локализации составляет до 65% общего номенклатурного перечня деталей и сборочных единиц систем МПЦ ESA, АВЕ, UNZ и 20% в ценовом выражении. В кооперации с холдингом «МЭТЗ имени В.И.Козлова» освоено производство трансформаторов.

Ставка - на диверсификацию

Большое внимание на БЭТЗ уделяют разработке и освоению производства современной экспортоориентированной продукции: микропроцессорой централизации с электронным интерфейсом ESA-44ВС, универсальных источников питания UNZ-BC1 и UNZ-BC3, электронной автоблокировки АВЕ-1-ВС, светодиодных светооптических систем LLA-1, комплектов составных частей светофоров на металлических оцинкованных мачтах и для установки на мостиках и консолях, стативов СУР и др. Завершается подготовка серийного производства инновационной для нашей республики продукции - универсальных релейных стативов. Применение поворотных рам, устанавливаемых с обеих сторон статива, позволяет значительно сократить занимаемую постовым оборудованием СЦБ площадь релейных помещений.

ОАО «Брестский электротехнический завод» (БЭТЗ)

Для уменьшения эксплуатационных расходов железнодорожного транспорта совместно с СЗАО «ЛИПЛАСТ-СПб» проводится работа по применению в изделиях завода комплектующих из перспективных материалов, не подверженных коррозии. В целях импортозамещения и разработки новых изделий достигнуто соглашение с ГНПО «НПЦ НАН Беларуси по материаловедению» о сотрудничестве по разработке и созданию бесперебойных источников питания для устройств МПЦ и релейных ЭЦ железнодорожных станций и цифровой аппаратуры ТРЦ.

Дальнейшее развитие производства по выпуску импортозамещающей продукции, увеличение доли собственного производства до 50% по выпуску систем МПЦ, источников питания UNZ и автоматической блокировки, систем оптических светодиодных, освоение других новых видов изделий, улучшение качества и снижение затрат на выпуск продукции требует дополнительных финансовых вливаний.

ОАО «Брестский электротехнический завод» (БЭТЗ)

Решение этих задач, считает руководство БЭТЗ, невозможно без привлечения прямых иностранных инвестиций, использования средств инвестиционного фонда БЖД и Минтранспорта и коммуникаций в размере до 6 млрд руб.

Потенциальными инвесторами развития БЭТЗ могут стать ООО «АЖД Прага» (Чешская Республика) и ОАО «ЭЛТЕЗА» (Российская Федерация), готовые приобрести пакет акций с мажоритарной долей 25 и 24% соответственно. Однако несмотря на намерения сторон, окончательное решение не принято по независимым от завода причинам.

Вступление Беларуси в ЕАЭС не усложнило работу БЭТЗ: его технические регламенты разработаны с расширенным количеством нормативных государственных и межгосударственных документов, адекватных требованиям стандартов Евросоюза. Их требования в основном уже заложены в конструкторскую документацию выпускаемых изделий.

С 2004 г. на предприятии действует система менеджмента качества в соответствии с СТБ ИСО 9001-2001, а с 2009 г. - система управления охраной труда в соответствии с СТБ 18001-2009.

Справка «Директора» 2

Сегодня БЭТЗ производит свыше 600 изделий ЖАТ, причем более половины из них - импортозамещающая и энергосберегающая продукция для БЖД и железных дорог стран СНГ: стативы релейные, блочные и кроссовые; релейные и батарейные шкафы; панели питания и блоки для их комплектации; пульты управления, пульты-табло, выносные табло; аппаратура тональных рельсовых цепей; аппаратура частотно-диспетчерского контроля; кабель-росты; блоки конденсаторов; устройства резервирования предохранителей; предохранители; транспортабельные модульные комплексы и бытовые комплексы на их базе; карликовые, мачтовые и консольные железнодорожные светофоры, в том числе на железобетонных и металлических оцинкованных мачтах; напольное оборудование (путевые ящики, кабельные муфты и шкафы) для разделки кабелей и размещения аппаратуры; программно-аппаратные комплексы систем микропроцессорной централизации и электронной автоблокировки; универсальные источники питания; щиты вводные; устройства защиты релейных шкафов от перенапряжения и др.

ОАО «Брестский электротехнический завод» (БЭТЗ)

На заводе выпускают разнообразную продукцию как по конструкторской и технологической документации, приобретенной по лицензионным соглашениям с ведущими производителями и разработчиками аппаратуры железнодорожного назначения («Гипротранссигналсвязь» - филиал ОАО «Росжелдорпроект», ОАО «НИИАС», ООО «АЖД Прага», ЗАО НПО «РоCАТ», ОАО «ЭЛТЕЗА», Конструкторско-технический центр БЖД), так и по собственным разработкам.

Заслуженные успехи

БЭТЗ есть чем похвалиться не только на отечественном рынке. Для поддержания конкурентоспособности и продвижения продукции на новые рынки активно используют маркетинговые возможности, например, участвуют в специализированных тематических выставках и конференциях. Так, в 2015 г. завод продемонстрировал свою продукцию на Национальной выставке Беларуси в Туркменистане, 19-й Казахстанской международной выставке «Транспорт и логистика», IV Международной конференции-выставке «ПромТрансЖат-2015» (Екатеринбург) и 14-й Международной специализированной выставке TransCaspian 2015 (Азербайджан).

Эффективная работа БЭТЗ отмечена премией правительства Беларуси за достижения в области качества в 2010 г., премиями Брестского облисполкома в области качества в 2010 и 2015 гг., за достижение наилучших результатов в выполнении основных показателей прогноза социального развития в 2011 г. предприятие занесено на Республиканскую доску Почета. Успехи организации признаны и на международном уровне - по итогам деятельности БЭТЗ награжден сертификатами и медалями «Лидер отрасли» в 2013 и 2014 гг.

БЭТЗ устойчиво выполняет задания пятилетки по целевым индикаторам роста социально-экономического развития и обеспечивает эффективность и сбалансированность производства. В 2011-2015 гг. объем производства, выручки от реализации продукции увеличился более чем в 3 раза, удельный вес экспорта в общем объеме отгруженной продукции составил 51,8%, рентабельность продаж - 13,6%.

Прибыль от реализации продукции, работ и услуг в 2015 г. составила 23,693 млрд руб., а чистая прибыль направлена на списание курсовой разницы, образовавшейся в прошлом году. Рентабельность реализованной продукции достигла 17,6%, а продаж - 13,6%.

За 3 первых месяца т.г. выпущена продукция на сумму более 59 млрд руб., что составляет 117% к уровню 2015 г. Экспорт товаров - 822,4 тыс. долл., или 116,8% к уровню прошлого года. Выручка на одного среднесписочного работника - 198,1 млн руб.), или 125,7% к аналогичному периоду 2015 г.

Высоких результатов коллектив БЭТЗ достиг и в I квартале: прибыль составила 14,3 млрд руб., а рентабельность продаж - 21,7% при плановом задании 9,5% с начала года.

Остановиться на достигнутом - значит, отстать от требований современного технического прогресса и потерять конкурентоспособность на рынке. Поэтому коллектив БЭТЗ с уверенностью смотрит в светлые дали стальных магистралей.

Редакция журнала «Директор» поздравляет коллектив ОАО «Брестский электротехнический завод» с 40-летием образования. Желаем всем работникам и ветеранам прославленного предприятия крепкого здоровья, счастья и новых трудовых свершений!

ОАО «Брестский электротехнический завод»
224009, г. Брест, ул. Строительная, 56
Тел.: (+375 162) 46-43-09
Тел./факс: (+375 162) 46-43-08
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
www.etz.brest.by

 

Алексей ВЛАДИМИРОВ