«Фискальная политика в целях устойчивого экономического развития» - в Минске прошла международная научно-практическая конференция, организованная Бизнес-союзом предпринимателей и нанимателей им. Профессора М.С. Кунявского, Минэкономики, Министерством финансов и МНС Беларуси.

Налоговый кодекс: революция отменяется?

Специалисты в области налогового права, экономисты, представители бизнес-союзов и предприятий реального сектора собрались, чтобы обсудить - что именно нужно изменить в практике налогообложения и Налоговом кодексе, проект которого, как известно, должен быть представлен Главе государства до 1 сентября 2018 г. Журнал «Директор» являлся информационным партнером мероприятия.

Тема налогов традиционно является «больной» в Беларуси. Общий уровень централизации - т.е. доля налогов и сборов к ВВП - оценивается разными экспертами в 41-45%. И по результатам опросов руководителей предприятий высокие ставки налогов, сложность налогового законодательства и чрезмерно жесткая ответственность за нарушения, связанные с уплатой налогов - традиционно входят в пятерку самых больших проблем для реального бизнеса. Поэтому в прошлом году правительством было принято решение разработать новый вариант Налогового кодекса, который должен снять остроту этих проблем и оставаться неизменным, как минимум, три ближайших года.

Впрочем, как отмечают многие специалисты, кардинально и полностью решить эту задачу вряд ли получится, поскольку разработчики поставлены перед жестким ограничением: собираемость налогов в общем масштабе не должна снизиться! Поэтому, вероятно, стоит ожидать «косметического ремонта» ветшающей налоговой системы и изъятия из нее слишком уж одиозных и раздражающих плательщиков требований. Как сообщил заместитель министра финансов Дмитрий Кийко, среди проблем, требующих оперативного решения, - упрощение Налогового кодекса и сближение бухгалтерского и налогового учета, что позволит снизить стоимость налогового администрирования; вопросы налогообложения курсовых разниц, трансфертного ценообразования; возможность налогообложения части доходов по факту оплаты; отмена ограничений в отнесении на затраты некоторых расходов и др.

Ситуация сегодня такова, что налоговая база в стране неуклонно снижается. Особенно это заметно по снижению поступлений в бюджет прямых налогов. В результате бюджет исполняется с некоторыми трудностями, которые стали особенно заметны после российского «налогового маневра». Есть риск, что бюджетный разрыв может достигнуть 3-3,5% ВВП. А если добавить сюда проблемы, которые хронически испытывает ФСЗН, то положение дел выглядит, действительно, довольно угрожающим. Поэтому в последнее время государство делает ставку именно на косвенные налоги - НДС, акцизы, разного типа сборы и неналоговые платежи, собирать которые намного проще.

Но, по словам независимых экономистов, проблема заключается в том, что высокий уровень налоговых изъятий и ставка на косвенные налоги решают только задачу поддержания статус-кво, и никак не способствуют тому самому устойчивому развитию, о котором говорят чиновники, не говоря уже о каком-то серьезном прорыве. Основная часть расходов сегодня так или иначе связана с государством - от содержания огромной армии бюджетников, до финансирования госпрограмм и субсидий. Между тем, как подчеркнул экономист представительства Всемирного банка Кирилл Гайдук, в мировой практике считается, что при госрасходах, превышающих 35% ВВП, обеспечение экономического роста весьма проблематично.

В любом случае, будет интересно посмотреть на результаты работы создателей нового Налогового кодекса. Есть надежда, что предприятиям станет все же немного проще работать с налоговыми органами, и тот факт, что власти обещают не менять «правила игры» три ближайших года, также можно признать положительным.

Подробнее - читайте в печатной версии ближайшего номера журнала «Директор».

Константин Коржевич