3D-печать - уже не «дорогостоящее шоу», а экономически обоснованная операция и важное звено производственной цепочки.

Игорь КлоковИнформацию о поражающих воображение достижениях 3D-печати очень любят подавать в новостях. Еще бы: ведь сегодня мы научились печатать не только микроскопические детали электронных устройств, но даже живые органы, в том числе человеческие! А 3D-печать домов, по мнению энтузиастов, становится самым перспективным способом строительства быстровозводимого малоэтажного жилья.

Тем не менее, производственные предприятия пока не торопятся переходить от станков к 3D-принтерам. По данным исследования международной компании McKinsey & Company (специализируется на решении задач стратегического управления), 40% руководителей узнают о 3D-печати именно из СМИ. Остальные знакомы с технологией более глубоко, но лишь 10% из этих 60% верят, что она будет по-настоящему востребована рынком, а 30% считают, что она «потенциально востребована». А ведь опрос проводился среди «продвинутых» руководителей компаний США и Великобритании!

Мнения экспертов порой различаются контрастно: одни утверждают, что 3D-печать - это очередной технологический «пузырь». Другие предрекают взрывное распространение технологии не далее как в 2017-2018 гг. Если верить статистике, то правы скорее вторые. По данным крупной исследовательской компании BCG (Boston Consulting Group), мировой рынок 3D-печати с 2009 г. растет не менее чем на 30% в год. Согласно прогнозу, к 2020 г. он составит 15 млрд долл., а к 2035 г. - 350 млрд. Причем в BCG исходят из скромного предположения, что в 2035 г. компании внедрят эту технологию хотя бы на 1,5% от общих производственных мощностей.

Между тем само изобретение - вовсе не новое. Еще в 80-х гг. прошлого века американец Чак Халл запатентовал технологию стереолитографии, основная область применения которой - создание прототипов конструкторских и дизайнерских разработок. Аппарат для стереолитографии по сути и был первым 3D-принтером. А взрывной рост таких разработок в первом десятилетии XXI в. объясняется завершением 20-летнего срока охраны патента. Аппараты для стереолитографии получили распространение под названием «устройства быстрого прототипирования». Сегодня все способы послойного создания или «выращивания» объектов по компьютерной модели объединены термином «аддитивные технологии» - в отличие от субтрактивного производства, т.е. создания изделия за счет удаления лишнего материала.

Напечатаем… дом

Особенно впечатляет использование 3D-печати в строительстве. В Арабских Эмиратах, которые не раз потрясали мировое сообщество возведением супернебоскребов и созданием искусственных островов, в 2017 г. напечатали офис площадью 250 кв м. Одноэтажное здание расположено рядом с Дубайским международным финансовым центром, очевидно, не случайно, а с целью демонстрации. Оно строилось «под ключ» 19 дней командой из 19 человек и обошлось в 140 тыс. долл. - в 1,5 раза дешевле, чем возведенное традиционным способом! Европа поторопилась дать свой ответ: в порту Копенгагена вскоре появилось офисное здание площадью 50 кв. м. Его можно видеть с каждого входящего в порт корабля. Между тем китайская компания Winsun уже объявила о планах строительства десятков заводов как в стране, так и за рубежом, на которых с помощью 3D-печати будут производиться дома стоимостью несколько тысяч долларов. Причем за счет использования составных элементов это может быть даже многоэтажное строительство!

3D-печать

В России молодой стартапер из Иркутска Никита Чен-Юн-Тай сделал строительный принтер и с его помощью построил круглый домик в подмосковном Ступино площадью 37 кв. м. Дом обошелся в 570 тыс. росс. руб. (около 10 тыс. долл.), а сам принтер - 500 тыс. росс. руб. (порядка 8,5 тыс. долл.). На «объекте» трудились всего 2 человека, и в результате качество стен оказалось таким, что не потребовало чистовой отделки. Весь объем работ такого масштаба, по словам автора проекта, может быть выполнен за 1-2 дня - вместо месяца по традиционной технологии. Правда, при этом нужно учитывать несколько существенных моментов. Во-первых, размер здания будет ограничен размерами строительного принтера, поэтому до сих пор речь идет, как правило, об одноэтажных строениях. Во-вторых, как подчеркивает руководитель направления «3D» ООО «Гетц Трейд» Евгений Лясота, «используемые строительные смеси, бетоны набирают прочность примерно месяц, так что объявленные сроки возведения не говорят о сроках ввода в эксплуатацию».

Шутки в сторону

Однако основная область применения 3D-технологий - это все-таки не строительство, а производство. Прежде всего - авиа- и автомобилестроение, а также медицина, в частности, стоматология. Российские эксперты отмечают активное использование объемной печати в ювелирной промышленности. Это понятно: безотходное производство особенно оправданно там, где исходный материал стоит дорого. Выгодной оказалась 3D-печать и при изготовлении медицинских протезов. Сообщалось, что в США функциональный протез руки, выполненный таким способом, обошелся всего в 15 долл. Эффективно используется печать в производстве стоматологических кап для исправления прикуса.

Что касается автомобилестроения то, например, компания Ford тестирует технологию для серийного производства автомобильных деталей. Е. Лясота при этом подчеркивает: «В серийных машинах BMW пока еще нет ни одной детали, отпечатанной на 3D-принтере. Но зато 3D-печать используется при изготовлении технологической оснастки и создании прототипа автомобиля».

В Беларуси с 3D-печатью активно работают такие производства, как «Пеленг», «Атлант», МТЗ. Закупили подобные установки Минский городской технопарк, «Белтекс Оптик», «Аэромаш», Витебский завод электроизмерительных приборов и многие другие. 3D-печать на практике осваивают студенты большинства университетов страны.

3D-печать

По наблюдениям экспертов, в Беларуси объемная печать используется в основном именно для изготовления прототипов - экспонатов для выставок. Для выпуска готовой продукции объемная печать уже применяется в оборонке и медицинской сфере с годовой программой выпуска около 1000 шт.

Особенности национального производства…

Объемная печать с трудом пробивает себе дорогу в государственных производственных компаниях. По мнению Е. Лясоты, дело в том, что руководят такими предприятиями, как правило, люди предпенсионного и пенсионного возраста. Высокая должность в госкомпании - часто результат выслуги лет. В частных компаниях критерий другой: не просто 20 лет опыта работы, а эффективная работа сейчас.

Директор компании «КопиЛэнд» Юрий Филон сетует на низкую осведомленность производственников и ограниченность в финансах отечественных предприятий.

Е. Лясота считает, что предприятия часто в состоянии потратить на модернизацию серьезные средства, но предпочитают делать ставку на традиционное оборудование.

Эксперты сходятся во мнении, что разница между дорогим и дешевым принтерами для объемной печати - в предсказуемости и повторяемости результата. Дорогой принтер означает полное отсутствие брака. В бюджетном варианте результат может зависеть от огромного количества факторов: влажности в помещении, например.

…и сервиса

В развитых странах 3D-печать уже вошла в ежедневный обиход. Практически стало нормой: вместо того, чтобы искать дефицитную запчасть для автомобиля или другой сложной техники, нужно прийти в салон, где ее отсканируют и тут же распечатают. В сервисных бюро 3D-печати обычно работают 10-20 принтеров для различных материалов - от воска до металла. Начинают развивать подобный сервис и в Беларуси, но, как отмечает Е. Лясота, с определенным «национальным колоритом»: «В сфере 3D-печати в Беларуси работают около 5 компаний плюс несколько индивидуальных предпринимателей. 90% из них используют бюджетные принтеры стоимостью 300-500 долл. При этом существенно завышают стоимость своих услуг».

3D-печать

И все же постепенно ситуация на рынке меняется. Как говорят эксперты, на семинарах по 3D-печати, которые тоже служат маркетинговым целям, все чаще можно услышать вопросы не об азбучных истинах, а о том, какая прочность на разрыв, какие из материалов отличаются маслобензостойкостью и т.д.

Резюмируя

Аддитивные технологии постепенно, но уверенно входят в обиход производственных компаний. Им вполне может найтись место даже в госпрограммах, например, при малоэтажном жилищном строительстве в агрогородках. В производственной сфере объемная печать утвердилась не только в «ювелирке», медицине и стоматологии, но и в машиностроении, особенно в авиастроении, где снижение массы деталей без ущерба для прочности имеет большое значение. Аддитивные технологии сулят большие выгоды при использовании дорогостоящих материалов, поскольку процент отходов при этом практически равен нулю. Но, как говорят специалисты, при покупке такого оборудования стоит иметь дело с крупным поставщиком с хорошей репутацией. И не стесняться требовать выполнить печать опытных образцов. Что касается предложения, то оно также становится все шире: белорусские поставщики в принципе готовы предложить потребителям под конкретные потребности уже не только отдельные принтеры, но и целые линии для 3D-печати даже крупногабаритных изделий.


 

Юрий ФилонЮрий Филон, директор ЗАО «КопиЛэнд»:

- В настоящее время в Беларуси продажами устройств 3D-печати нередко занимаются крупные российские компании. Повторяется ситуация времен начала поставок на наш рынок офисной техники. Тогда многие заказчики тоже предпочитали иметь дело с поставщиками из Российской Федерации. И лишь спустя годы рынок стабилизировался, выстроились каналы поставок с участием местных компаний. Все убедились, что дорогостоящую технику нужно брать у местного поставщика, который в состоянии обеспечить оперативное гарантийное и послегарантийное обслуживание, расходные материалы. Компания «КопиЛэнд» на рынке более 20 лет, мы стояли у истоков создания в Беларуси цивилизованного рынка оргтехники. Надеемся, что эта история повторится и с 3D-принтерами.


Евгений ЛясотаЕвгений Лясота, руководитель направления «3D» ООО «Гетц Трейд»:

- Мы обеспечиваем как поставку оборудования, так и сервис, и техподдержку. Иногда реализуем схему trade-in (в тех случаях, когда заказчик уже купил оборудование у другого поставщика, но оно не работает), забирая неработающее оборудование в зачет стоимости нового 3D-принтера и тем самым подталкивая потребителя к выбору правильного поставщика. При этом почти не работаем через интернет, так как для такого дорогостоящего оборудования нужна более сложная схема. Мы проводим семинары, консультации, распечатываем модели, устанавливая обратную связь - таким образом происходит 90% продаж.

Игорь КЛОКОВ