Участники международной конференции в Минске всесторонне обсудили проблемы государственно-частного партнерства (ГЧП) в Германии и Беларуси.

Открывая конференцию, исполняющий обязанности директора Национального агентства инвестиций и приватизации Сергей Ваганов, отметил, что ГЧП - новая форма сотрудничества государства и бизнеса, направленная на создание качественной инфраструктуры в стране.

В рамках ГЧП в Беларуси реализуются 7 проектов. Наиболее известные из них - строительство детских дошкольных учреждений в Минской области и реконструкция автомобильной дороги М10.

Что нам стоит автобан построить?

Посол Германии в Беларуси Петер Деттмар во вступительном слове отметил: «Чем больше занимаюсь изучением ГЧП, тем отчетливее понимаю, насколько это сложная тема. В период сокращения ресурсов, экономии средств общество ждет эффективной работы от государства, качественной инфраструктуры. В этих условиях ГЧП выступает как институт разгрузки госбюджета».

Как это происходит в Германии, рассказал член правления OPP Deutschland AG Бернвард Кулле. По его словам, ФРГ - транзитная страна в рамках ЕС и в этом схожа с Беларусью.

В Германии прошли три этапа реконструкции автобанов с помощью ГЧП.

К первому этапу относятся 4 пилотных проекта, реализованных без изменения правовых рамок реконструкции старых дорог. Финансирование осуществлялось за счет взимания дорожных сборов - эта практика и сейчас сохранилась. Компании, собирающие дорожный сбор, в программе ГЧП не участвуют. Государство получало дорожную пошлину и перераспределяло средства.

Все риски при реализации пилотных проектов переложили на частников. На момент старта реконструкции автобанов в режиме ГЧП отмечался рост грузоперевозок, поэтому недостатка в желающих не было. Однако сегодня успешно реализуется только половина из начатых проектов.

Среди причин Б.Кулле назвал различные оценки транспортных потоков со стороны государства и частных компаний. Так, объем перевозок 2013 г. вернулся на уровень 2008 г., поэтому 2 пилотных проекта попали в сложную ситуацию, хотя казались перспективными. Одна компания-подрядчик обанкротилась, вторая испытывает финансовые трудности. Для государства рисков нет: оно возвратило себе дорогу.

Из-за этого неудачного опыта немецкое правительство решило изменить правила программы. В итоге второй этап строительства автобанов совместными усилиями государства и частников характеризуется выплатами по факту - за ввод в эксплуатацию дороги. Несколько автобанов уже ввели в строй, некоторые продолжают строить. Для финансирования работ привлекли банки, выделяющие недорогие кредиты.

Третий этап пришелся на реконструкцию автобана А-8. Сделанные в 2008-2009 гг. расчеты не соответствовали условиям, сложившимся при проведении работ. В результате строители при завершении подряда в 2016 г. потеряли 80 млн евро, однако рефинансирование кредитов на 30 лет позволило увеличить прибыльность проекта.

К этому же этапу относится и модернизация А-7 - самого длинного автобана Германии. Финансирование работ осуществляется через займы, на которые дважды проводилась подписка, также взят кредит под невысокий процент.

По мнению Б.Кулле, из немецкого опыта ГЧП можно извлечь следующие уроки: государству на выполнение работ требуется в 2 раза больше времени; у частных компаний хорошее качество строительства благодаря новым технологиям плюс гарантия на 30 лет; для строительства 16 автобанов несколько компаний приняли решение объединиться; для некоторых видов работ можно привлекать небольшие организации.

Оксана НИКОЛАЕВА