Таможенный кодекс ЕАЭС позволит осуществлять временный вывоз товаров с территории СЭЗ без завершения действия процедуры СТЗ.

Кирилл РОГОВЕЦ

Соглашение по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18 июня 2010 г. (далее - Соглашение) было подписано в 2010 г.

За эти годы в деловых кругах накопилось достаточно много предложений и идей относительного того, как усовершенствовать порядок применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны (далее - СТЗ), чтобы сделать ее более гибкой и менее обременительной для бизнес-сообщества, но при этом не создать новые возможности для нарушителей таможенного законодательства. Некоторые из таких идей стали предметом серьезных дискуссий в экспертных кругах и в итоге воплотились в конкретные положения Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС), который является приложением к подписанному в Москве 11.04.2017 г. Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (далее - Договор). В соответствии с положениями части 1 ст. 2 Договора этот документ вступит в силу после того, как депозитарий получит уведомления о выполнении государствами-членами ЕАЭС соответствующих внутригосударственных процедур.

Современные реалии

До вступления в силу Договора именно Соглашение является всеобъемлющим правовым инструментом по регламентации деятельности резидентов свободных экономических зон (СЭЗ) при применении ими на территории ЕАЭС таможенной процедуры СТЗ. Однако спустя 7 лет после начала применения Соглашения можно сказать, что по отдельным позициям оно так и не смогло обеспечить ту гибкость в применении таможенной процедуры СТЗ, которая позволила бы создать максимально привлекательные условия для деятельности резидентов СЭЗ. Во многом это обусловлено тем, что в настоящее время некоторые действия резидентов СЭЗ с товарами, помещенными под таможенную процедуру СТЗ, а также с товарами, изготовленными (полученными) из товаров, помещенных под данную таможенную процедуру, не могут быть осуществлены в упрощенном порядке, так как связаны с рядом обременительных формальностей. Прежде всего, это касается проблем с вывозом товаров за пределы территории СЭЗ без завершения действия таможенной процедуры СТЗ.

Резидентам СЭЗ упростят процедуры

Соглашением определено четыре случая, когда действие таможенной процедуры СТЗ должно быть завершено. Одним из таких случаев является вывоз товаров, помещенных под процедуру СТЗ и (или) товаров, изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под эту таможенную процедуру, с территории СЭЗ. Требование завершить действие процедуры СТЗ всякий раз, когда необходимо вывезти товары, помещенные под данную таможенную процедуру, либо товары, изготовленные (полученные) из товаров, помещенных под процедуру СТЗ, за пределы территории СЭЗ по своей сути является логичным. В частности, тогда, когда такие товары не предназначены для обратного ввоза на территорию СЭЗ, а вывоз обусловлен, к примеру, их продажей. Однако на практике возникают ситуации, когда данное требование становится для резидентов СЭЗ излишне обременительным. Например, ввезенное на территорию СЭЗ и помещенное под таможенную процедуру СТЗ оборудование, используемое резидентом для изготовления новых товаров, пришло в неисправность. При этом на территории СЭЗ отсутствуют технические ресурсы для его ремонта. В данном случае резидент сталкивается с необходимостью вывезти оборудование за пределы СЭЗ для осуществления ремонта. Однако в силу обозначенного выше подхода, заложенного в Соглашении, вывоз оборудования за пределы территории СЭЗ, на которой применяется таможенная процедура СТЗ, возможен исключительно при условии завершения в отношении него действия таможенной процедуры.

Что изменится?

При подготовке ТК ЕАЭС его разработчикам удалось избрать более либеральный подход. Он выражается в инкорпорировании в ТК ЕАЭС норм, позволяющих при определенных условиях вывезти товары, помещенные под таможенную процедуру СТЗ, а также товары, изготовленные (полученные) из товаров, помещенных под данную таможенную процедуру, с территории СЭЗ без завершения действия процедуры СТЗ, что значительно упрощает порядок таможенного администрирования таких товаров.

Во-первых, такая возможность будет предусмотрена в отношении четко очерченного круга случаев. В частности, в соответствии с ТК ЕАЭС она предоставлена владельцам оборудования, вывозимого из СЭЗ на таможенную территорию ЕАЭС для ремонта (за исключением капитального ремонта и модернизации), технического обслуживания или совершения других операций, необходимых для его поддержания в рабочем состоянии. Кроме того, после вступления Договора в силу вывезти из СЭЗ на таможенную территорию ЕАЭС товары, помещенные под таможенную процедуру СТЗ, а также товары, изготовленные (полученные) из товаров, помещенных под такую процедуру, без завершения ее действия можно будет с целью совершения операций по техническому испытанию, исследованию, тестированию, проверке товаров, предусмотренных производственным процессом, а также для их демонстрации в качестве образцов. В ТК ЕАЭС предусмотрен также ряд иных случаев, когда вывоз товаров из СЭЗ, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, будет возможен без завершения действия таможенной процедуры.

Резидентам СЭЗ упростят процедуры

Во-вторых, вывоз товаров с территории СЭЗ для обозначенных выше случаев будет возможен только с разрешения таможенного органа. Порядок выдачи такого разрешения будет определяться в соответствии с законодательством Республики Беларусь о таможенном регулировании.

В-третьих, нахождение вывезенных с территории СЭЗ товаров за ее пределами будет ограничено сроком, устанавливаемым таможенным органом исходя из целей и обстоятельств совершения операций, послуживших основанием для вывоза товаров.

В-четвертых, будет предусмотрено, что в случае, если вывоз товаров с территории СЭЗ до завершения в отношении таких товаров действия таможенной процедуры СТЗ осуществлен без разрешения таможенного органа, в отношении таких товаров наступит срок уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.

Таким образом, благодаря новшествам, заложенным в ТК ЕАЭС, одна из наиболее острых проблем, с которой сталкиваются резиденты СЭЗ и которая по сути блокирует создание в ЕАЭС «технологических цепочек», будет разрешена. Это позволит резидентам СЭЗ совершать необходимые операции в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, а также товаров, изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под данную процедуру, без излишних и весьма обременительных формальностей. В свою очередь это избавит их от временных и финансовых издержек, создав условия для вывода новых товаров на внутренний рынок, а также на рынки других стран в более динамичном режиме.

Кирилл РОГОВЕЦ, специалист таможенного дела