В моде, как и в любой другой отрасли, существует несколько распространенных бизнес-моделей. Можно выпускать по 12 коллекций в год и стать гигантом fast fashion, а можно обратить внимание на узкую нишу, где во главу угла ставится одежда как особый статус-символ, а еще - особое качество продукта и клиентская база - как тесное сообщество близких по духу людей.

Дмитрий ЗаболотныйМинский дизайнер и портной Дмитрий Заболотный занимается мужским гардеробом: от пиджака и брюк до галстука, его ниша - bespoke-костюм, проще говоря - костюм, сшитый на заказ. В Великобритании или Италии bespoke стал культурологическим феноменом и хорошо продаваемым продуктом, в Беларуси же его путь, по сути, только-только начинается. Можно ли построить бизнес, создавая элитарную одежду вручную, от стежка к стежку, в единичных экземплярах?

- Краткая история становления и определения ниши - как формировался бренд Dmitry Zabolotny?

- Бренд появился вскоре после окончания техникума, когда я продолжил учебу в Академии искусств в 1997-1999 гг. Можно ли это считать началом становления? Скорее, это отправная точка. У меня было свидетельство частного предпринимателя, чтобы выпускать одежду, но я делал ее у себя дома. В 2009 г. стало понятно, что надо специализироваться, и с 2010 г. мы прицельно занимаемся мужской классической одеждой.

К тому времени уже было понятно, что мы что-то умеем и что-то значим. Логично было специализироваться на том, что легко поддается спецификации, отработке четкой концепции и стиля, плюс ко всему, чтобы продукт можно было легко унифицировать по операциям, т.е. сделать из этого работающий проект, а не шить от заказа к заказу платья, пальто или брюки. В этом плане идеальным вариантом стала мужская «классика», которая предполагает четкость формы. Конечно, спрос на разноформатную женскую одежду выше, да и сама ниша шире. Но мне изначально нравилось заниматься классической мужской одеждой - отсюда, в том числе, и идея.

- Когда вы поняли, что то, чем занимаетесь, можно назвать устойчиво развивающимся бизнесом?

- Когда это стало похоже на бизнес? Когда появилась первая команда из двух человек (нужно сделать оговорку: похоже на ремесленное производство, поскольку это не бизнес в нашем понимании «купил вагон / продал вагон». Когда сидишь один в мастерской и работаешь - это ремесло).

Со временем стал отлаживаться механизм. В команде появилась Ольга (моя жена и бизнес-партнер), которая взяла на себя административную работу. И вот тогда это стало больше похоже на реальный бизнес, который работает: есть обороты и затраты, все можно посчитать, взвесить и измерить. Процесс занял около трех лет.

О команде. Я - креативный директор, Ольга - управляющий партнер. Есть директор по производству и 4 портных. И при этом мы всегда в поиске профессионалов, что тоже проблема: многие в этой профессии привыкли к простоте работы, стремятся сделать не лучше, а быстрее. Им проще шить на потоке.

Лучшая реклама носить свои костюмы

Мы ищем людей, которые хотят развиваться и расти. У нас реализуются большие мечты портного - Портного с большой буквы. Их немного, как и бриллиантов в любой профессии. Тех, кто к нам приходит, многому доучиваем: в большинстве своем, производственной эстетике - к примеру, как должны выглядеть швы в подкладке.

- Вы работаете в формате небольшого ателье - это всегда особый осмысленный подход к потреблению, который противостоит «быстрому» потребительству. Насколько изменилось отношение вашей потенциальной целевой аудитории к bespoke-формату за последние годы?

- В профессии я уже 22 года и за последние 10 лет действительно стал меняться состав клиентов. Это люди, привыкшие к дорогим качественным вещам. У них большие потребности и иная другая культура потребления. Другое дело, что некоторые не осознавали, что все это можно получить в Беларуси. Все знают, что можно сшить крутой костюм в Риме, Милане или в Лондоне на Сэвил-Роу. Но почему-то большинство даже не думает, что это можно сделать и здесь.

Тема костюма на заказ и сарториального (исключительного) качества возрождается, люди устают носить одинаковую одежду, будь то дорогие или дешевые бренды. Хочется под себя и для себя. Получая одежду под себя, ты не покупаешь еще три вещи, из которых потом оставишь только одну, а остальные выбросишь.

Экологичность профессии - приятный бонус. Стараемся, чтобы у потребителей в гардеробе не появлялись случайные изделия, чтобы каждая вещь была продумана. Мы не будем продавать 10 одинаковых костюмов ради того, чтобы заработать. Иногда заставляем человека остановиться и подумать, взять перерыв на один день, чтобы быть абсолютно уверенным в необходимости этой вещи в его гардеробе.

Кто-то скажет, что с точки зрения продаж это неправильно. Но с точки зрения коммуникативных связей верно: моя задача не продавать любой ценой, а быть партнером и другом. И большинство клиентов действительно становятся друзьями. Это важный бонус профессии, ты расширяешь свой нетворкинг.

- Что можно сказать о культуре ношения делового костюма в Беларуси?

- Низкий уровень эстетики в целом: считается, что мужчина не должен быть красивым. Главная проблема в том, что многие предпочитают вложить деньги в новый автомобиль, не заботясь о собственном гардеробе и стиле. Но лимузин остается на парковке, когда бизнесмены в бесформенных костюмах из «пластика» или потертых джинсах и свитере идут на деловые встречи, где собираются обсуждать крупные сделки и большие планы. И кто они в итоге - мелкие лавочники или уважаемые предприниматели? Мы не призываем делать культ из одежды, но эстетика и культура делает нас лучше!

Ирина ЖУКОВА