В странах Балтии и на Украине начаты масштабные проекты в сфере железнодорожного сообщения. А Казахстан упрощает условия для иностранных инвесторов.

Окна возможностейЕАЭС

Совет Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) снизил таможенные пошлины на 472 товара и утвердил два новых Техрегламента ЕАЭС.

Снижение пошлин связано с выполнением обязательств, которые взяла на себя Россия при вступлении в ВТО. Согласно межгосударственным договоренностям, эти шаги российского правительства автоматически распространяются на все страны, входящие в ЕАЭС, независимо от того, являются они членами ВТО или нет.

Разумеется, это означает ужесточение конкуренции для наших производителей, так как снижение пошлин приоткрывает дверь для импорта. Тем более что на этот раз пошлины снизились на ряд товаров, включенных в перечень чувствительных. Это различные виды оборудования для транспортных средств, беспилотные летательные аппараты, некоторые типы авиационной техники, ткани и изделия легкой промышленности, рыба и морепродукты и др.  В частности, на одежду пошлины уменьшены с 9,2 до 6,5%, на холодильники - с 13,6 до 12%. Кроме того, снижение пошлин коснется столовой и кухонной посуды, дверей и окон, некоторых видов фруктов, например, яблок, груш и т.д.

Приняты два новых Техегламента: «О безопасности упакованной питьевой воды, включая природную минеральную воду» и «О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения». Первый  из них устанавливает новые, более жесткие требования к производству, бутилированию, хранению, маркировке, упаковке и перевозке питьевой и минеральной воды. Второй - содержит требования к пожарному оборудованию и механизмам, в том числе к пожарным автомобилям, системам пожарной автоматики, огнетушителям, средствам индивидуальной защиты органов дыхания.


Окна возможностейБеларусь

23 июня Президент Беларуси подписал Указ №221, который увеличивает сроки завершения внешнеторговых операций.

Документ вносит изменения в Указ №178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» от 27 марта 2008 г. и увеличивает сроки завершения внешнеторговых операций: при экспорте - с 90 до 180 дней с даты отгрузки товаров (оказания услуг), а при импорте - с 60 до 90 дней с даты проведения платежа. При выполнении (оказании) строительных работ (услуг) за рубежом срок завершения операции установлен не позднее даты завершения нормативного срока строительства объекта.

Это достаточно важная и позитивная новость для участников ВЭД. Дело в том, что завершение внешнеторговой операции во многом зависит от действий нерезидента, который не несет ответственности за затягивание сроков поставки или расчета. А вот белорусское предприятие при истечении установленных сроков не только обязано полностью перечислить все причитающиеся налоги и сборы, но и может «попасть» под финансовые санкции. В соответствии с ч.1 ст.11.37 КоАП несоблюдение сроков завершения внешнеторговых операций может повлечь наложение штрафа в размере до 30 базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо - до 2% от суммы незавершенной в установленный срок внешнеторговой операции за каждый день превышения срока.


Окна возможностейАфриканский экспортно-импортный банк (Афрэксимбанк) откроет кредитную линию на 150 млн долл. для закупки белорусских товаров.

Соответствующее рамочное соглашение подписано 7 июня 2017 г. в Минске в рамках первого Белорусско-Африканского форума «Беларусь и Африка - новые горизонты». По сути оно представляет собой классическое экспортное финансирование по китайскому образцу, так как деньги клиентам Афрэксимбанка на закупку белорусской продукции предоставит Белорусский Банк развития.

Линия предназначена для финансирования экспортных поставок белорусских товаров, работ и услуг в более чем 40 стран африканского континента. Предполагается, что кредитные ресурсы прежде всего будут выделяться под закупку африканскими странами белорусской сельскохозяйственной техники и оборудования, продуктов питания, строительных материалов и др.


Окна возможностейКазахстан

Правительство Казахстана собирается создать максимально выгодные условия для иностранных инвесторов, в том числе в стратегических отраслях экономики.

В стране завершается разработка Национальной стратегии по привлечению инвестиций. Как сообщил министр по инвестициям и развитию РК Женис Касымбек, к этой работе привлечены эксперты Всемирного банка. Уже создано специальное АО «НК «КazakhInvest» - компания, которая будет выступать в качестве «единого переговорщика» с крупными инвесторами от имени правительства Казахстана. Она же будет предоставлять им ряд услуг при вхождении на рынок. В соответствии с рекомендациями экспертов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) планируется также внести дополнения в детальный план по улучшению инвестиционного  климата.

Сейчас в Казахстане реализуется масштабная программа модернизации экономики в самых разных отраслях. Особенно активно развивается сельскохозяйственное производство. Объем валовой продукции отрасли в прошлом году составил 480,4 млрд тенге (почти 1,5 млрд долл.), причем за последние пять лет эта цифра увеличилась почти в 2 раза! В стране ведется работа по восстановлению 118,8 тыс. га орошаемых земель. В аграрный сектор приходит все больше инвесторов, в том числе китайские компании.

Напомним, что недавно Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев также призвал инвесторов вкладываться в разработку редкоземельных металлов (в частности, лития), в реализацию проектов в сфере альтернативной энергетики и в финансовом секторе.


Окна возможностейУкраина

Белорусские поставщики могут поучаствовать в модернизации путей и обновлении вагонно-транспортного парка Украинской железной дороги.

Наблюдательный совет «Укрзализныци» в ближайшее время планирует утвердить стратегию своего развития на 2017-2021 гг. Компания намерена в ближайшие пять лет инвестировать в инфраструктуру и подвижной состав около 150 млрд гривен (около 5,7 млрд долл.). В том числе, планируется обновить 30-45% вагонов и локомотивов, а также создать несколько профильных компаний, которые будут заниматься международными перевозками и логистикой.

«Наша задача на 2017-2021 гг. - нагнать упущенные инвестиции, чтобы обновить подвижной состав и инфраструктуру», - говорит директор по стратегическому развитию и инвестиционной политике «Укрзализныци» Антон Соболевский. По его словам, 40 млрд гривен будет направлено на проекты реконструкции 1300 км путей, электрификацию, а также модернизацию контактной сети. Примерно такая же сумма будет потрачена на проекты по обновлению парка локомотивов.


Окна возможностейСтраны Балтии

Проект Rail Baltica позволит заработать поставщикам строительных материалов и оборудования.

Еврокомиссия (ЕК) в ближайшее время выделит странам Балтии очередные взносы на проект трансъевропейской железной дороги Rail Baltica в размере 110,471 млн евро. Литва получит 98,37 млн, Латвия - 6,951 млн, а Эстония - 5,15 млн евро. Хотя эта сумма составляет всего треть запрошенного тройкой балтийских государств финансирования, тем не менее, она является довольно внушительной. В прошлом и позапрошлом годах на проект Rail Baltica через совместное предприятие уже было выделено в общей сложности 633 млн евро.

Как известно, Rail Baltica - это строительство железнодорожной колеи европейского стандарта по маршруту: Таллин - Рига - Каунас - граница Польши. Через сеть польских железных дорог новый путь соединит страны Балтии со «старой» Европой. В конце сентября 2016 г. Латвия, Литва и Эстония достигли соглашения о финансировании проекта, общая стоимость которого - 5,8 млрд евро. При этом 85% финансирования покрывают субсидии Евросоюза. Проект может заинтересовать отечественных поставщиков материалов и оборудования - щебня, цемента, шпал, электрооборудования и др.