Журнал «Директор» провел Круглый стол по теме декриминализации экономических рисков субъектов хозяйствования.

Декриминализации экономических рисков субъектов хозяйствования

Проблема декриминализации экономических рисков субъектов хозяйствования остается одной из самых острых для белорусского бизнеса. Штрафы, конфискации, расширяющаяся практика субсидиарной ответственности, уголовное преследование руководителей и собственников компаний - приобрели в нашей стране по-настоящему  массовый характер. Это нередко приводит к закрытию успешно работающих предприятий, переводу владельцами своего бизнеса в другие страны, снижению интереса инвесторов к белорусскому рынку. В конечном счете, от этого страдает бюджет, недополучающий налоговые отчисления, а также простые работники, которых вынуждены увольнять собственники ликвидируемых компаний.

Понимая остроту проблемы, правительство приняло решение смягчить ответственность субъектов хозяйствования, их руководителей и владельцев за малозначительные нарушения при осуществлении экономической деятельности. Для этого еще в феврале распоряжением Премьер-министра Республики Беларусь №58р от 23.02.2017г. была создана Межведомственная экспертная группа по выработке предложений по вопросам декриминализации экономических рисков субъектов хозяйствования. Координация этой работы, по результатам которой до 1 августа 2017 г. в Совет Министров должны быть представлены соответствующие предложения, возложена на Министерство экономики.

С целью внести посильный вклад в эту работу, а также проинформировать своих подписчиков о готовящихся изменениях в сфере регулирования экономической деятельности, в уголовной и административной практике по таким делам, журнал «Директор», совместно с компанией «Евразийский деловой форум» (EBF) и Адвокатским бюро «Степановский, Папакуль и партнеры», провел 6 июня в отеле «Ренессанс» Круглый стол по теме «Декриминализация экономических рисков субъектов хозяйствования». К участию в нем были приглашены представители Минэкономики, представители деловых союзов, юристы, а также руководители предприятий, работающих в различных сферах деятельности.

Большой интерес и острую дискуссию вызвало выступление начальника юридического управления Министерства экономики Республики Беларусь Владимира Хлабордова, рассказавшего о работе министерства и Межведомственной экспертной группы по совершенствованию законодательства и предложениях, которые планируется вынести на рассмотрение правительства. Так, участники мероприятия подвергли критике работу правоохранительных органов за формальный подход к рассмотрению дел, связанных с экономическими правонарушениями и применение необоснованно жестких мер к фигурантам таких дел на этапе досудебного расследования. Деятельность судебных органов, по мнению многих выступавших, также вызывает обоснованное недовольство бизнеса. В частности, практика конфискации имущества, оставшаяся нам в наследство еще с советских времен: действительно, справедлива ли полная конфискация, если большая часть имущества обвиняемого была нажита задолго до совершения им экономического преступления, т.е. вполне законным путем? Тем более, если стоимость имущества многократно превышает размер инкриминируемого человеку экономического ущерба…

Александр Швец, председатель РОО «Белорусская научно-промышленная ассоциация» заявил, что на проблему декриминализации экономических рисков субъектов хозяйствования нужно смотреть, прежде всего, через призму инвестиционной привлекательности страны, поскольку несовершенство законодательства в данной сфере отталкивает от нас как внутренних, так и внешних инвесторов. Он заметил, что государственные органы по-прежнему слабо учитывают интересы бизнеса при подготовке ключевых законов и нормативно-правовых актов. Так, деловые союзы подготовили порядка 50 предложений в проект готовящегося Декрета Президента «О развитии предпринимательства и исключении излишних требований, предъявляемых к бизнесу». Из них в первую версию этого документа вошли лишь единичные фрагменты.

Ожидаемо активно участники Круглого стола встретили доклад на «больную» тему субсидиарной ответственности руководителей и собственников предприятий, с которым выступили управляющий партнер Адвокатского бюро «Степановский, Папакуль и партнеры» Александр Степановский и адвокат Ирина Аноп. Докладчики подчеркнули, что в белорусских судах сложилась практика массового присуждения субсидиарной ответственности по делам, связанным с банкротством предприятий. Во многом это связано с позицией Верховного Суда, который постановлением Президиума от 27.04.2016г. потребовал от судей «не допускать завершения ликвидационного производства по делу о банкротстве при наличии оснований для возложения субсидиарной ответственности по обязательствам должника на других лиц». В результате антикризисные управляющие вынуждены инициировать такие дела, что практически уничтожило принцип ограниченной ответственности и институт портфельных инвесторов в стране. По мнению участников Круглого стола, инициатива в возбуждении таких дел должна исходить не от государственных органов и судей а, прежде всего, от кредиторов компании-банкрота.

По словам Главы Представительства немецкой экономики в Республике Беларусь Владимира Августинского, в условиях острого структурного кризиса государство должно не усложнять условия ведения бизнеса и ужесточать ответственность за нарушения в данной сфере, а наоборот, максимально раскрепостить деловую инициативу и поддерживать ее! Ведь, в конце концов, именно в экономике создаются рабочие места и ресурсы, за счет которых финансируются бюджетные расходы.

3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
1
Previous Next Play Pause
3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 1

Полностью отчет об итогах Круглого стола будет опубликован в ближайшем номере журнала «Директор». Кроме того, материалы обсуждения будут направлены редакцией в заинтересованные органы государственной власти с целью использования предложений делового и экспертного сообщества при разработке нормативно-правовых актов, смягчения ответственности за нарушения в экономической сфере и исключения излишних требований, предъявляемых к хозяйствующим субъектам.