Мобильные операторы готовы предоставлять предприятиям широкий спектр услуг: от стационарного интернета до технологий межмашинного взаимодействия.

Мобилизация интернета

«Мобилизация» интернета

Анализируя ситуацию на рынке, начальник управления корпоративных и прямых продаж life:) Евгений Мартинович отмечает: «Операторы сконцентрировались на пакетных предложениях, включающих минуты во все сети, интернет-трафик, SMS, международные звонки, и обновили свои линейки. Есть тенденции снижения стоимости услуг роуминга, особенно data-трафика. Активно продвигаются услуги по мониторингу транспорта и сотрудников, окончательно сформировались предложения по mPOS (мобильные терминалы для приема платежей посредством пластиковых карт)».

При этом бизнес операторов ощутимо сместился в сторону доступа в интернет, что неудивительно, так как мобильная связь и интернет-доступ - неотъемлемые составляющие информационной деятельности компаний. И вполне логично, что мобильные операторы стремятся предоставлять эти услуги из одних рук. Новатором выступил МТС, первым начав строительство наземных линий интернет-доступа. Velcom оперативно отреагировал развитием оптоволоконного интернета в корпоративном сегменте, прежде всего, в бизнес-центрах. А в конце прошлого года, после покупки провайдера «Атлант Телеком» наземный интернет от Velcom стал доступен и юридическим лицам, и гражданам. Самый «молодой» из операторов - вечный возмутитель спокойствия life:) - в декабре прошлого года запустил в тестовом режиме бесплатный Wi-Fi в Минске для юридических и физических лиц. Поскольку тестирование завершилось раньше объявленного периода, можно заключить, что пока оператор не готов конкурировать на этом поле. Но такое намерение явно обозначил.

Сегодня хорошо заметна специфика рыночного поведения операторов. Life:), как самый молодой, стремится расширить свою долю на уже поделенном рынке.

Velcom с европейским прагматизмом делает ставку прежде всего на качественное покрытие 3G-связью. Руководство оператора неоднократно поясняло эту стратегию тем, что для текущих потребностей граждан и организаций возможностей 3G вполне достаточно. Сегодня у Velcom самая крупная 3G-сеть, а ее надежность и функциональность оператор постоянно доказывает в таких кейсах как 3G-покрытие комплекса «Минск-Арена» или реконструируемого стадиона «Динамо». Заместитель генерального директора по маркетингу Velcom Роберт Дашян отмечает: «оператор вышел на показатель охвата населения технологией 3G в 98%».

МТС старается быть первым и в инновациях, и в покрытии, и в разнообразии предложений.

Страсти по 4G

Именно МТС первым в стране предложил мобильную связь четвертого поколения 4G (LTE) на базе инфраструктуры, которую строит государственный оператор beСloud. Вскоре стал предлагать 4G-связь, причем на всех тарифных планах, и life:). А вот Velcom в этом вопросе идет своим путем: не торопится воспользоваться ресурсами beCloud и готов строить собственную 4G-сеть. Мотивы понять несложно - тем самым увеличивается стоимость активов компании. К тому же в вопросах развития сети в этом случае оператор не будет ни от кого зависеть. Р. Дашян сообщил, что 2,5 тыс. базовых станций компании с технологической точки зрения уже готовы к запуску LTE, отметив при этом: «Нам очень хотелось бы сделать это собственными силами. Мы стремимся к технологической нейтральности, при которой любую технологию, будь то 2G, 3G или LTE, можно активировать на используемых компанией частотах. В сегодняшней ситуации для 4G нам не хватает лишь фактического разрешения регулятора».

Страсти по 4G

Сегодня 4G действительно модное направление - все хотят интернет, причем побольше и побыстрее. Но в корпоративном сегменте этот тренд не так заметен. Хотя в МТС считают, что именно 4G - ключ к обеспечению широкополосным интернет удаленных офисов или складов. В. Валуй отмечает экономическую целесообразность такого решения и простоту подключения. Правда, на доступность 4G сильно влияет готовность потребителя. По словам генерального директора life:) Дины Цыбульской, лишь 40% пользователей оператора имеют телефоны с возможностью использовать сеть LTE. У других операторов этот показатель еще ниже.

Интернет вещей и «мобильное рабство»

Тренд IoT - интернета вещей - становится все заметнее. И мобильные операторы стремятся его поддержать, предлагая сотовый интернет вещей - CioT (Cellular Internet of Things). Например, Velcom объявил, что в 2017 г. создаст первую в стране специальную Сеть для вещей. Оператор рассчитывает, что эта инфраструктура пригодится не только городскому хозяйству и ЖКХ, но и гражданам. «Интернет-вещи» будут использовать узкую полосу в том же диапазоне, который сейчас применяется для GSM-связи. В качестве бизнес-приложений рассматриваются смарт-парковки, которые остро необходимы перегруженной автомобилями столице. Назрела необходимость и в дистанционном сборе показаний электрических счетчиков, счетчиков газа и воды. CIoT найдет применение также в устройствах охранной и пожарной сигнализации, для мониторинга автомобилей, домашних животных и даже… мусорных контейнеров. Как отмечают в компании, новая сеть по уровню проникновения превысит возможности GSM-связи в 50 раз и обеспечит работу устройств как на отрытых пространствах, так и на всех уровнях зданий, включая цоколи и подвалы.

В МТС также отмечают важность развития интернета вещей. В. Валуй подчеркивает: «По прогнозам экспертов, число CIoT-соединений в ближайшие три года увеличится в 24 раза благодаря внедрению операторами решений собственной разработки. Сегодня клиенты МТС, которые стремятся идти в ногу со временем, не просто покупают SIM-карты для передачи данных и VPN-соединений, а обращаются в компанию за решением «под ключ».

Резюмируя

Несмотря на то что расходы на корпоративную мобильную связь составляют в среднем 1-2% бюджета предприятий, не принимать их в расчет не следует. Тем более что здесь есть возможности для оптимизации, особенно если и телефонию, и интернет-доступ компания получает из одних рук.

Каждый оператор с точки зрения корпоративного потребителя имеет свои сильные стороны. Например, Velcom - это прежде всего надежная 3G-связь практически по всей стране, фиксированный интернет и большой потенциал в набирающем обороте тренде интернета вещей. МТС - располагает самой большой на сегодня сетью 4G, фиксированным доступом в столице и областных центрах и также постепенно развивает интернет вещей. Оператор имеет возможность обеспечить недорогим широкополосным интернет-доступом удаленные объекты. Наконец, life:) - это самые низкие цены, большое разнообразие тарифных линеек, возможность 4G, правда, в основном в столице и окрестностях. Так что руководителям предприятий остается решить единственную, но сложную проблему: сделать выбор с учетом нынешних и перспективных потребностей своего бизнеса.


Комментарии экспертов

Виталий ВалуйВиталий Валуй, начальник отдела специальных проектов МТС:

- МТС предлагает сегодня готовые решения «под ключ», способные запускать новые услуги и оптимизировать бизнес-процессы клиентов. В 2017 г. мы развиваем три важных направления, которые уже популярны на рынке Беларуси. Это -  общественный Wi-Fi, интернет для офиса по технологии 4G и интернет вещей. Общественный Wi-Fi уже работает на ряде АЗС, в медицинских и лечебных центрах, в банках и у автоперевозчиков. А к лету он появится на железнодорожных вокзалах. Интернет 4G оценят в загородных офисах, куда нецелесообразно проводить оптику. Безлимитный интернет обойдется в десятки раз дешевле доступа по кабелю. Интернет вещей - это самое ближайшее будущее индустрии. Логичным продолжением привычной модели межмашинного взаимодействия M2M стала технология CIoT. У МТС есть необходимые вычислительные мощности в облаке, высокопроизводительная сеть 4G и опыт, полученный при тестировании и реализации проектов в области IoT.


Евгений МартиновичЕвгений Мартинович, начальник управления корпоративных и прямых продаж life:):

- В обслуживании корпоративных клиентов life:) делает акцент на индивидуальный подход к каждой компании. Нами реализовано два базовых тарифных плана для бизнеса: «Супер Бизнес life:)» (оплата по факту без разделения счетов) и «Новый Супер Бизнес life:)» с функцией разделения счетов. Преимущества опции «разделения счетов» для компании - это оптимизация расходов. Для разных категорий сотрудников можно устанавливать разные лимиты. Это снимает лишнюю нагрузку с бухгалтерии: не надо вычитать суммы за связь из зарплаты сотрудников при превышении лимита. У сотрудников при этом также есть свои преимущества: простое управление расходами (нет неожиданностей в конце месяца в виде вычетов из ЗП), а также свобода выбора - никаких ограничений по услугам! Можно подключать любые сервисы самостоятельно. При этом абоненты получают безлимит звонков внутри сети.

Игорь КЛОКОВ