Журнал «Директор» попросил директора департамента консалтинга ООО «Агентство стратегического и экономического развития» Александра КОНДРАШОНКА рассказать о том, как развивается сфера розничной торговли в Беларуси и как избежать давления со стороны крупных ритейлеров на отечественных производителей.

Александр КОНДРАШОНОК - Розничная торговля сегодня - одна из самых развитых сфер реального сектора, которая значительно усилила влияние на экономику страны и производителей.

В последние годы темпы увеличения объемов розничной торговли значительно превышали рост ВВП страны и крупнейших отраслей экономики - промышленности и сельского хозяйства.

Сегодня в отечественном ритейле в отличие от промышленности доминируют частные и иностранные компании. В 2016 г. доля государственных магазинов в структуре розничного товарооборота страны составила 8,5%. При этом в последние годы в структуре товарооборота значительно увеличилась доля иностранных компаний: с 5,7% в 2011 г. до 19,6% в 2016 г.

Структура розничного товарооборота Беларуси

Структура розничного товарооборота Беларуси, 2011-2016 гг., %, Источник: Белстат.

Объем продуктового ритейла по итогам 2015 г. достиг 50,2% общего объема розничного товарооборота, или более 10,95 млрд долл.

Крупнейшие игроки

В белорусском продуктовом ритейле есть очевидный лидер - сеть магазинов Евроопт с годовым оборотом по итогам 2015 г. - 1,88 млрд долл. (согласно данным Минфина). Она занимает более 15% доли отечественного рынка продуктовой розницы.

Евроопт сегодня по масштабу сети и розничному товарообороту сопоставим с крупнейшими сетями Украины и Прибалтики, что говорит о компании как о серьезном региональном игроке.

Товарооборот продуктовых ритейлеров Беларуси, Украины и Прибалтики

Товарооборот крупнейших продуктовых ритейлеров Беларуси, Украины и Прибалтики, 2015 г., млрд долл.

Примечание: Указан консолидированный оборот Maxima grupe.

Другие игроки белорусского рынка по масштабу бизнеса пока значительно уступают Евроопту. ТОП-10 основных продуктовых сетей страны представлен в таблице.

Крупнейшие торговые сети Беларуси, 2015 г.

Название

 Количество магазинов

 Общая торговая площадь сети, кв. м

Евроопт

 452

 263 210

Корона

 42

 77 849

Алми

 40

 64 331

Рублевский 

 67

 49 513

Доброном

 80

 47 140

Гиппо

 12

 43 459

Белмаркет

 74

 41 238

Соседи

 51

 37 261

Mart Inn

 33

 33 166

Простор

 5

 28 772

Источник: Министерство антимонопольного развития и торговли.

Основные тенденции

  1. На белорусском рынке не представлены международные (например, Wal-Mart, Carrefour, Tesco, Media Markt и т.д.) и региональные крупные продуктовые сети. Крупнейшие продуктовые ритейлеры - отечественные, которые в основном работают только в Беларуси (за исключением некоторых проектов Евроопта).
  2. Среди владельцев крупнейших компаний продуктовой розницы преобладают белорусские бизнесмены. На рынке представлены также российские и литовские ритейлеры: например, сеть «Белмаркет», принадлежащая российской Альфа-Групп, в состав которой входит одна из крупнейших российских сетей Х5 Retail Group (бренды «Пятерочка», «Перекресток»), Mart Inn, принадлежащая миноритарным акционерам литовского MAXIMA.
  3. Усиление позиций ООО «Евроторг» на рынке продуктового ритейла.
  4. В Беларуси есть региональные активно развивающиеся торговые сети, составляющие весомую конкуренцию республиканским сетям и имеющие значительные перспективы роста.
  5. Прежние флагманы - торговые сети государственной и коммунальной форм собственности в последние годы значительно утратили позиции в крупных и средних городах (например: с приходом Евроопта и других крупных сетей значительно снизилась доля торговой сети «Молодечноторг», уменьшается доля крупнейшей торговой сети Новополоцка «Базис-Новополоцк», принадлежащей городу, в связи с ростом активности сети «Дионис»).
  6. Активно появляются гипермаркеты и супермаркеты - крупные магазины, ориентированные на большой поток клиентов. Набирают популярность дискаунтеры.

Ритейл в Беларуси

Стоит ли бояться крупных ритейлеров?

Контракт с крупным продуктовый ритейлером - гарантия стабильного сбыта продукции для производителя.

Однако, чем крупнее ритейлер, тем более жестко он может диктовать условия производителям и поставщикам.

Сегодня у многих производителей продуктов питания возникают проблемы с оборотными средствами, в том числе связанные с продажей продукции по невысоким ценам и предоставлением длительных отсрочек платежа крупным торговым сетям.

Предприятия в свою очередь привлекают кредиты для увеличения оборотного капитала, удорожая стоимость продукции. В случае дефицита средств производители продуктов питания нарушают условия расчетов с поставщиками сырья - сельхозпроизводителями, которые из-за нехватки денег испытывают наибольшие проблемы.

На мой взгляд, развитие продуктовой розницы полезно для экономики. Однако для соблюдения интересов всех участников рынка должны эффективно работать механизмы антимонопольного регулирования, не позволяющие ущемлять экономические интересы отдельных игроков во благо другим, в том числе производителей.