Самым важным событием апреля наши эксперты называют урегулирование нефтегазового конфликта. И даже диалог бизнеса и государства зависит от внешних факторов, в том числе отношений с Россией.

Александр ЧубрикЗа договоренностью с Россией необходим диалог с МВФ

- Главным экономическим событием апреля примирение Беларуси и России в нефтегазовом конфликте. После встречи глав государств белорусская сторона погасила накопившийся долг за газ и подписала новую редакцию таможенного кодекса Евразийского экономического союза, а российская сторона незначительно (до 130 долл. США за 1000 м3) снизила цену газа до конца текущего года, согласовала понижающие коэффициенты к действующей формуле цены газа на 2018–2019 гг., и пообещала восстановить уровень поставок нефти в Беларусь, - считает директор Исследовательского центра ИПМ Александр Чубрик. - Конкретные значения понижающих коэффициентов, а также условия, на которых нефть будет поставляться в Беларусь, раскрыты не были; кроме того, стороны заявили о том, что продолжат переговоры «по общему рынку газа и электроэнергии».

Достижение соглашения (даже с оговоркой на то, что его результаты не вполне понятны) существенно снижает неопределенность, которая порождалась растущей напряженностью в отношениях между странами, и открывает возможность для принятия накопившихся стратегических решений. Опасность состоит в том, что получение прямого либо косвенного финансирования от России может снизить остроту проблемы и ужесточить позицию белорусской стороны в переговорах с МВФ. На повестке дня остается слишком много вопросов, решение которых ускорилось бы с началом программы с МВФ, поэтому критически важно, чтобы за достижением соглашения с Россией последовало достижение соглашения с Фондом и другими международными финансовыми организациями.


BornukovaПоставки нефти – залог небольшого экономического роста

- Затянувшийся спор Беларуси и России по поводу цен на газ наконец-то подходит к завершению. После встречи двух президентов стороны пришли к решению, позволяющему найти выход из сложной ситуации. Беларуси придется выплатить долг за газ, а Россия обещает пойти на уступки в ценообразовании в будущем. Самое важное – будут возобновлены в полном объеме поставки нефти, - говорит академический директор Центра экономических исследований BEROC Катерина Борнукова. - В отличие от прошлых попыток договориться, на сей раз слова подкрепляются делом. Беларусь уже выплатила 726 млн долларов газового долга. Россия со своей стороны предоставила скидки на цену на газ в 2018 и 2019 гг. Выплата долга сильно ударит по золотовалютным резервам Беларуси, но Россия в свою очередь обещала предоставить очередной кредит (скорее всего, Беларусь потратит его на выплаты по старым российским кредитам). Кроме того, Евразийский Фонд Стабилизации и Развития скоро возобновит транши по уже выделенному кредиту – это тоже прямое следствие газовых договоренностей.

Главный позитив в договоренностях – это все же возобновление поставок нефти. Для Беларуси это не только рост нефтепереработки, но и рост транспортной отрасли, повышение поступлений в бюджет и выручки от экспорта. Если Россия сдержит обещания по поставкам нефти, Беларусь сможет уже в этом году вернуться к слабому экономическому росту.


Никита БеляевВынужденный шаг или осознанная необходимость?

- Проведенное «Либеральным клубом» исследование «Диалог бизнеса и государства: в поисках равновесия» выявило ряд проблемных аспектов в сфере взаимодействии бизнеса и власти. Так, опрошенные в рамках исследования эксперты отметили, что де-факто диалог между двумя субъектами существует лишь на бумаге, на деле же его нет, - заявил административный директор ОО «Дискуссионно-аналитического сообщества «Либеральный клуб» Никита Беляев. - Можно выделить несколько причин такой ситуации. Это и зависимость уровня взаимодействия между бизнесом и государством от экономической и внешнеполитической конъюнктуры (в частности, отношения с Россией). Если происходит ухудшение этих факторов - государство проявляет интерес к развитию условий для бизнес-среды, происходит интенсификация. Как только влияние указанных факторов снижается, происходит откат назад.

Негативным фактором является и то, что процесс взаимодействия происходит по принципу «государство устанавливает правила, а бизнес, если он хочет работать, должен их выполнять». Механизм обратной связи де-факто отсутствует. Кроме того, отсутствие необходимых институтов и низкая эффективность существующих инструментов для диалога вызывают необходимость использования неформализованных инструментов взаимодействия с государственными органами. В частности, отметили эксперты, такие инструменты взаимодействия государства и бизнеса как общественно-консультативные советы, обращения (заявления, предложения и жалобы) эффективны лишь в качестве дополнения к неформализованным инструментам: звонкам, встречам, мероприятиям и т.д. Даже общественно-консультативные советы, которые эксперты признали наиболее эффективным инструментом, используются, в большинстве случаев, для установления контактов и обмена информацией о готовящихся нововведениях.

При этом, развитие диалога сегодня важно, как никогда. Ведь можно подготовить значительное количество на первый взгляд инновационных нормативных актов по улучшению бизнес среды, однако они не будут работать, если при их подготовке не будет учтено мнение тех, для кого они создавались. Однако это возможно только при наличии работающих инструментов взаимодействия, при помощи которых бизнес сможет донести свое мнение.

Учитывая нынешние экономические реалии, в краткосрочной перспективе можно будет наблюдать определенные позитивные сдвиги в вопросе развития диалога бизнеса и государства. Тем не менее, пока со стороны государства это будет скорее вынужденный шаг, чем осознанная необходимость.