Одной из важных экономических инициатив этого года является разработка законопроектов, направленных на стимулирование деловой активности в Беларуси. В настоящее время подготовлено 7 нормативно-правовых актов, призванных значительно улучшить условия для ведения бизнеса в Беларуси.

Что мешает диалогу государства и бизнеса

Эти документы доступны для обсуждения, внесения предложений, то есть власть демонстрирует готовность к диалогу. Однако не всегда участники этого диалога слышат друг друга. Теме развитии равнозначного диалога между бизнесом и государством было посвящено исследование «Дискуссионно-аналитического сообщества «Либеральный клуб», презентация которого состоялась в конференц-зале отеля «Европа»

Многие считаю диалог между бизнесом и государством неравнозначным. Так ли это на самом деле? На этот непростой вопрос искали ответы авторы исследования «Диалог государств а и бизнеса: в поисках равновесия» Никита Беляев – административный директор ОО «Дискуссионно-аналитическое сообщество «Либеральный клуб» и Евгений Мордосевич – независимый эксперт.

Е. Мордосевч напомнил, какими инструментами может пользоваться бизнес в диалоге с государством: письменные обращения, «прямые» и «горячие» телефонные линии, личный прием у чиновников различных рангов, а с 2012 г. появились и общественно-консультативные советы.

Общественное обсуждение проектов НПА – тоже можно отнести к инструментарию диалога, однако, как заметил эксперт, публикация этих документов – не обязанность, а право разработчиков. И это позволяет чиновникам избежать огласки содержания наиболее спорных НПА в период их подготовки.

«Необходимо создание диалоговой площадки, чтобы при подготовке документов был услышан бизнес», - заявил Н. Беляев. Есть ли у нас такая площадка и насколько равноправен диалог, авторы исследования узнали, проведя экспертные интервью, в которое включили 10 вопросов. Опрашивали представителей бизнес-союзов, руководителей субъектов хозяйствования.

Проанализировав ответы интервьюируемых, выяснилось, что успешному диалогу мешают:

- ситуационность, т.е. все зависит от внешних факторов, чем они лучше, тем меньше потребность в общении;

- отсутствие взаимных интересов: государство и бизнес – не партнеры;

- замещение диалога информацией;

- низкая инициатива бизнеса;

- зависимость от неформализованной поддержки.

В качестве рекомендаций по исправлению ситуации Н. Беляев предлагает:

- имплементация механизма «Оценки регулирующего воздействия» в процесс подготовки НПА;

- развитие отраслевых бизнес-союзов и ассоциаций. По мнению экспертов, бизнес-союзам необходимо повышать свою эффективностью, в том числе через профилизацию для смещения фокуса с общих на частные вопросы;

- поэтапная легализация GR-сферы и ее профессионализация. На сегодняшний день деятельность бизнес-союзов и специалистов по взаимодействию с государственными органами подробно не регламентирована, функционал этих субъектов в рамках взаимодействия также законодательно не закреплен, что ведет к использованию неформализованных инструментов;

- своевременное информирование о предполагаемых изменениях в нормативную базу;

- создание системы маршрутизации взаимодействия бизнеса и власти. Эксперты отметили необходимость созданий электронной информационной системы, позволяющей бизнесу точно определить адресата взаимодействия и понять его функционал.

В обсуждении итогов исследования приняли участие чиновник и эксперты. Заместитель председателя Постоянной комиссии по бюджету и финансам Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Валерий Бороденя считает главное проблемой в диалоге между бизнесом и государством является то, что «часто предложения звучат на эмоциональном фоне, нет экономического обоснования». В. Бороденя также отметил, что бывает трудно получить отзыв о законопроекте, так как никто не хочет читать 50-80 страниц текста документа. «Желание видеть легкие решения, эмоции без обоснования – это подрывает диалог», - резюмировал парламентарий.

Юрисконсульт Ассоциации Европейского бизнеса Мария Карась отметила, что Ассоциация входит в большинство ОКС. Некоторые из этих структур действуют весьма эффективно. «МАРТ всегда оперативно откликается на предложения, прислушивается к мнению членов совета, а некоторые предложения министерства настолько либеральны, что бизнес к ним еще не готов», - констатировала М. Карась.

На заседании «Либерального клуба» присутствовала консультант отдела совершенствования деловой среды Минэкономики, секретарь ОКС по развитию предпринимательства при Минэкономики Татьяна Погодина. Анализируя мониторинг работы всех ОКС, она отметила, что работа многих из них носила формальный характер: есть НПА – соберемся и обсудим, нет – значит, не собираем совет.

С ноября 2016 г. внесены некоторые коррективы в регламент работы ОКС. В частности, появилась новая функция: обсуждать проблемные вопросы, затрагивающие интересы бизнеса; в состав советов включить равное количество представителей бизнеса и госорганов; работу осуществлять на плановой основе; придать гласность – вся информация о деятельности ОКС должна быть доступна на сайтах ведомств.