В Минске состоялась очередная конференция «Успешный отельный бизнес». Такие конференции ежегодно проходят в Беларуси, Польше и Украине. Основной вопрос, обсуждавшийся в белорусской столице 21 марта – как увеличить выручку в отельном бизнесе. 

В Минске 14% отелей категории Luxary

Но прежде чем говорить о выручке, нужно понимать в каком состоянии находится отельный бизнес, какие факторы влияют на его развитие – именно об этом говорил директор ООО «Бизнес проектирование», руководитель «Projekt Hotel Belarus» Александр Верес.

По данным Всемирной туристической организации вклад сектора «туризм» в ВВП Беларуси составляет около 2%. Однако за последние два года изменился источник поступления этих денег. Если в 2015 г. внутренний туризм составлял 45%, то в 2016 уже 58%. Нет худа без добра: снижение доходов населения снизило выездной туризм в этом промежутке времени на 11%, увеличив на 13% внутренний. Что касается въездного туризма, то в год в нашу страну приезжает в среднем 6 млн человек, из них примерно 1,7 млн – россияне. Заметное количество туристов приезжает в Беларусь из Польши, Украины, Литвы, Латвии и Германии.

Основной поток организованных туристов приходится на Минск, среди областей центрами притяжения являются Витебская и Брестская. Одним из популярных направлений у иностранцев является медицинский туризм: в 2014 г. с этой целью в Беларусь посетило 100 тыс. человек, в 2016 – 170 тыс., которые оставили здесь 1,6 млн евро.

По мнению А. Вереса, основным и наиболее перспективным направлением является деловой туризм. Уже сейчас можно говорить о ежегодном приросте в 3,2% в этом сегменте. Деловой туризм для принимающей стороны привлекателен по следующим причинам: независимость от сезона,  прогнозируемость, массовость, ориентация на услуги высокого качества, а также широкого спектра дополнительных услуг.

Введению безвизового режима посещения Беларуси через национальный аэропорт «Минск» предшествовали эксперименты с таким же порядком въездом в Беловежскую пущу и на территорию Августовского канала. По состоянию на 10 марта безвизовым въездом через аэропорт воспользовались 3869 человек из 58 стран, а лидирует в этом списке Германия – прибыло 620 туристов.

Анализ рынка показал, что в гостинцах и аналогичных средствах размещения останавливается 50% туристов, в санаторно-курортных организациях – 22%, в частных апартаментах – 19%, а агроусадьбах – 9%. Во всех средствах размещения основная часть туристов – граждане Беларуси. В отелях  Минска основные гости – иностранцы. Также в 2016 г. зафиксировано увеличение спроса со стороны иностранцев на гостиницы и санатории.


С  2009 года в нашей стране наблюдается прирост номерного фонда. За период с 2014 по 2016 г. он увеличился на 1640 номеров. Между тем увеличение загрузки койко-мест по итогам 2016 г. замечено лишь в Брестской области и Минске. Средняя же загрузка гостиниц и аналогичных мест размещения в прошлом году составила 33%. Средняя цена на стандартный двухместный номер без завтрака  в гостиницах категории 5 звезд составила $148, 3 звезды – $53, без категории – $35. Это выше, чем стоимость аналогичных условий размещения в Варшаве и Вильнюсе. Любопытно, что доля гостиниц категории Luxary в г. Минске составляет 14%, а в ЕС – 2%.


Все крупнейшие гостиницы Беларуси по выручке в 2016 году расположены в Минске: «RENAISSANCE», «Минск», «Беларусь», «Президент-Отель», «CROWN PLAZA», «Пекин», «Европа», «Виктория Олимп Отель», Minsk Marriott Hotel, «Виктория-2».

Подводя итоги своего выступления, А. Верес поделился некоторыми выводами о состоянии отельного бизнеса в Беларуси: низкая загрузка гостиниц; рост конкуренции; экспансия мировых сетей – в ближайшее время они придут и в регионы; дисбаланс между спросом и предложением; низкая проработка общей стратегии туризма; большинство гостиниц похожи и конкурируют только в цене. И лишь один плюс отметил А. Верес – высокие цены номеров. Но они не соответствуют качеству предоставляемых услуг. По большому счету, нет знаний принципов этого бизнеса! Поэтому на конференции выступали коллеги из Польши, делились своим опытом директора белорусских гостиниц. Пока, увы, некоторые отельеры вместо развития настоящей конкуренции предпочитают демпинговать, а это – кратчайший путь к разорению.