Уже не первый год обсуждается тема диалога между бизнесом и государством. Способны ли стороны услышать друг друга? Насколько эффективны консультативно-совещательные структуры или они созданы для отчетности?

now 9

Ответы именно на эти вопросы искали эксперты «Либерального клуба» в своем исследовании, которое недавно презентовали коллегам и представителям деловых кругов.

Никита Беляев и Евгений Мордосевич проанализировали отечественное законодательство, провели анкетирование и использовали ряд других инструментов, чтобы получать ответ на вопрос: «Консультативно-совещательные структуры: как государству и бизнесу услышать друг друга».


Что же выяснили авторы исследования? Создание ОКС считается обязательным, однако информация о них отсутствует на 28 сайтах государственных органов. В существующих ОКС среди бизнес-союзов наиболее представлено (в 13 ОКС) Республиканское общественное объединение «Белорусская научно-промышленная ассоциация». Наименьший по составу ОКС в концерне «Белнефтехим» – 12 человек, а наибольший – 76 человек у Минспорта. В Минфине функционирует 2 ОКС: по вопросам страхования и развитию рынка ценных бумаг.


Эксперты отметили, что в ОКС разных министерств неравное количество представителей бизнеса и государственных структур. В частности, наибольшее представительство бизнеса отмечено в Минсельхозпроде 47,05%, в Госкомимуществе представительство бизнес-союзов и ассоциаций – составляет 53.84%, государственных служащих в ОКС Беллесбумпрома – 68.75%, наибольшее представительство государственных предприятий в Госкомвоенпроме – 60%, наибольшее представительство «иных» в МВД – 64,7%.


Наименьшее представительство бизнеса в ОКС Минтруда и соцзащиты – 4,16%, бизнес-союзов и ассоциаций в концерне «Беллегпром» – 5,71%, меньше всего госслужащих в концерне «Беллегпром» – 17,64%, наименьшее представительство государственных предприятий в Минжилкомхозе и Госстандарте – по 5%, «иных» в Минжилкомхозе, Министерстве энергетики, Госстандарте – по 5%.


Участники анкетировании в целом положительно оценивают консультативно совещательные структуры. За время своего существования они органично вписались в качестве одно из основных инструментов в структуру процесса взаимодействия бизнеса с органами государственного управления. Функционирование КСС позитивно влияет на развитие государственно-частного диалога. Наблюдается равномерное распределение бенефитов от работы КСС между бизнесом и государством. Можно отметить преобладание диалогового формата проведения заседаний консультативно-совещательных структур.

– В соответствии с выявленной проблематикой были сформированы краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные рекомендации, – сказал Никита Беляев, один из авторов исследования, эксперт по вопросам взаимодействия государства и бизнеса и антикоррупционной политике, член Совета «Либерального клуба». – Кроме того, при подготовке рекомендации использована методика ОЭСР. Таким образом, рекомендации также направлены на повышения уровня доверия между субъектами государственно-частного диалога по следующим критериям: надежность, реагирование на возникающие проблемы, лучшее регулирование, открытость, целостность и справедливость, инклюзивность разработки политики.


По словам н. Беляева, в рамках краткосрочного периода совершенствование работы КСС должно быть направлено на разработку стандартов и практик работы этих структур. Именно они позволят создать систему маршрутизации бизнеса в системе КСС и соотноситься с требованиями ОЭСР в части повышения уровня инклюзивности разработки политики. Субъектами реализации рекомендаций выступают Совет по развитию предпринимательства и Министерство экономики. Выбор этих субъектов объясняется их положением и значимостью для работы консультативно-совещательных структур. Стандарты должны также содержать описание лучших практик функционирования в Республике Беларусь.

Также исследователями разработаны рекомендации в рамках среднесрочного периода. Выполнение всех рекомендаций подготовит почву для разработки нормативно правового акта, направленного на регулирование создания КСС при государственных органах власти. По предложению экспертов, этот документ должен содержать: основные требования к целям и условиям создания КСС; функционал и виды КСС; принципы функционирования и регламент организации работы; права и обязанности сторон; правовой статус решений КСС и место этих решений в процессе подготовки нормативных правовых актов. При необходимости рассмотреть вопрос о финансировании деятельности КСС.


«Создание единой правовой базы КСС в виде нормативного акта позволит окончательно сформировать структуру взаимодействия государства и бизнеса в рамках консультативно-совещательных структур. Кроме того, необходимо закрепить статус этих площадок как основных точек по согласованию интересов бизнеса и государства. Наличие единого документа, действия которого будет распространяться на все КСС, позволит системно строить доверие бизнеса к совещательным структурам», – резюмировал Н. Беляев.