Накануне открытия осенней сессии парламента депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Анна Канопацкая представила проект изменений и дополнений в «Кодекс Республики Беларусь о земле».

Kanopackaya

- Подготовить данный законопроект меня подтолкнули юридическая практика и конфликтные ситуации, часто возникающие в последнее время из-за несовершенства земельных правоотношений между гражданами, в частности предпринимателями и государством. К слову, Земельный кодекс действует с 2008 г., а последние изменения и дополнения в него были приняты в 2015 г.


- Расскажите об основных изменениях и дополнениях в Земельный кодекс, касающихся деятельности субъектов хозяйствования.

- Разработанный законопроект направлен на либерализацию земельных правоотношений. Так, следует ликвидировать ограничения в использовании земельных участков. Сократить основания для их изъятия у владельцев. Устранить неравенство в правах различных землепользователей при осуществлении хозяйственной и иной деятельности.

Считаю, что не допустима внесудебная конфискация у пользователя земельного участка государством. Также необходимо разрешить раздел и снять ограничения на назначение земельного участка, которым может владеть гражданин на правах собственности.

Предлагаю отменить плату за право заключить договор аренды, предусмотренную Указом № 463 от 26.12.2017 г. «О совершенствовании порядка изъятия и предоставления земельных участков». Это документ требует собственников ежегодно платить арендную плату за пользование участком, на котором расположено здание. Хотя раньше ее предоставляли бесплатно! Эта мера оказывает существенную нагрузку на бизнес, фактически являясь обязательным и регулярным платежом.

На мой взгляд, использовать имущественные налоги и арендную плату следует только на развитие соответствующих территорий, например, развитие придорожного сервиса.

В результате принятия парламентом предложенных мной новшеств земля сможет стать реальным объектом гражданских правоотношений - предметом любой сделки (залога в банке, субъектом внесения вкладов в уставный фонд и т.д.).


- Какой была реакция заинтересованных сторон на ваш законопроект?

- В соответствии с регламентом Палаты представителей я направила свой законопроект почти 30 заинтересованным органам и должностным лицам, чтобы получить экспертное заключение. В целом реакция госорганов была ожидаемой.

Так, из Минского облисполкома написали, что рассматривать мои предложения не будут, так как «депутат Палаты представителей не является субъектом законодательной инициативы». В результате пришлось объяснять чиновникам, что они ошибаются. По заключению Комитета госконтроля, данные изменения и дополнения в Земельный кодекс преследуют интересы землепользователей и «лишают государство важных механизмов регулирования земельных отношений». Генеральная прокуратура посчитала содержащиеся в законопроекте меры «преждевременными», так как они могут привести к «завуалированной продаже земельных участков».

Мои предложения поддержал только руководитель Совета по развитию предпринимательства при Президенте - первый заместитель премьер-министра Беларуси Александр Турчин, засвидетельствовав, что «Совет поддерживает ряд инициатив».

Недавно прошло обсуждение моего законопроекта с представителями гражданского общества. А 9 октября мы рассмотрим актуальные вопросы на круглом столе по теме «Земельные отношения в хозяйственной деятельности: пути решения проблем», организованном совместно с редакцией журнала «Директор» при содействии ряда заинтересованных госструктур и ведущих бизнес-союзов Беларуси.

Сформированные по итогам обсуждения предложения по корректировке действующего законодательства будут использованы при подготовке изменений и дополнений в действующий «Кодекс Республики Беларусь о земле», а также опубликованы в ближайшем номере журнала «Директор».