Руководители ведущих деловых сообществ нашей страны подписали обращение в Администрацию Президента Беларуси и Совмин. В документе идет речь о недопустимости реализации высокорискованных инвестиционных проектов, сопряженных с экологическими угрозами.

news e 40sБелорусское правительство намерено принять участие в обустройстве водного коридора Е40, соединяющего Балтийское и Черное моря по маршруту Гданьск – Варшава – Брест – Пинск – Киев – Херсон. Эта идея интересна только на первый взгляд. Глубокий анализ проекта, проведенный экспертами белорусских бизнес-союзов, показал все риски как для экономики, так и для экологии.

По мнению экспертов, изначальна занижена стоимость работ на белорусском участке Е40, что в дальнейшем негативно отразится на сроках строительства. С другой стороны, эксперты поставили под сомнение целесообразность этого проекта в целом. В качестве экономического обоснования выдвинуты следующие аргументы:

  • внутренний водный транспорт по ключевым параметрам конкурентоспособности уступает автомобильному и железнодорожному транспорту по таким параметрам, как скорость доставки, возможность оперировать малыми объемами грузов, использование гибких схем логистики, а также из-за сезонных ограничений. Неудивительно, что с 2011 г. в нашей стране наблюдается снижение объемов перевозки грузов внутренним водным транспортом;
  • транспортировка по внутренним водным путям подходит для весьма ограниченной номенклатуры грузов, в основном насыпных, наливных и проектных;
  • в Беларуси лишь единичные компании производят товары, которые соответствуют критериями международные перевозок и транспортировка которых по Е40 может иметь экономический смысл.

Таким образом, отмечают авторы обращения, одним из ключевых рисков проекта по обустройству внутреннего водного пути Е40 становится невозможность привлечения на него таких объемов грузов, которых было бы достаточно для обеспечения окупаемости хотя бы текущих расходов по работе речного флота и обслуживанию инфраструктуры.

Среди других аргументов руководителей бизнес-союзов, приводится и такой: правительство Беларуси планирует до 2030 г. провести масштабную электрификацию железных дорог, с тем чтобы максимально использовать электроэнергию от БелАЭС для доставки грузов на электротяге. С такими планами резко конфликтует перспектива отвлечения значительных грузопотоков с железной дороги в пользу внутренних водных маршрутов.

news e 40

 

Также эксперты подчеркивают, что существует риск ди рективных решений о направлении по Е40 грузопотоков отдельных крупных предприятий с госкапиталом. Кроме того, высока вероятность, что регулятор для привлечения грузов на Е40 может начать льготирование тарифов на доставку по внутренним водным путям (соответствующая идея присутствует в ТЭО проекта). В таком случае транспортно-логистическая отрасль столкнется с проблемой искажения конкурентных условий, а государственный бюджет – с дополнительными значительными расходами.

Руководители бизнес-союзов напомнили, что в 2016 г. удельные бюджетные субсидии для речников составили 0,3 млн руб. в расчете на 1 млн т.км грузооборота. Это примерно в полторы тысячи раз больше (!), чем на автомобильном или железнодорожном транспорте, где аналогичная господдержка была соответственно 210 руб. и 180 руб. на 1 млн т.км грузооборота.

При такой глубине субсидирования передел грузопотоков в пользу Е40 может повлечь лишь один «мультиплицирующий эффект» для страны – значительный рост ежегодных бюджетных расходов.

Обустройство водного пути Е40 планируют вести за счет внешних кредитов институциональных инвесторов. В условиях невозможности окупить вложения подобные инвестиции через несколько лет грозят превратиться в чистый минус для белорусской экономики и государственного бюджета.

К сожалению, в последние годы деловое сообщество стало свидетелем реализации ряда крупных проектов без должного анализа рынков и рисков. Так, экономически провальной оказалась модернизация цементной отрасли, стоившая стране 1,2 млрд долл. С серьезными финансовыми проблемами столкнулись крупные деревообрабатывающие комбинаты: после инвестирования около 1 млрд долл. эти предприятия как токсичные активы были переданы в управление Банку развития.

«Создается впечатление, что проект по обустройству водного пути Е40 из этой же серии, поскольку его разработка ведется без должного экономического анализа, на основе серьезных методологических ошибок и под давлением политических решений, – говорится в обращении. – Более того, распоряжения высокопоставленных чиновников оказать поддержку проекту и уже заключенные международные обязательства заставляют усомниться в объективности и беспристрастности экологических и экономических экспертиз, которые могут быть организованы государственными институтами в будущем».

news e 40g

Кроме экономических вопросов, авторы обращения заострили внимание и на возможных экологических последствиях. Припять – одна из последних крупных рек Европы, которая сохранилась в естественном состоянии. Обустройство водного пути Е40 на соответствие IV классу судоходности потребует значительного вмешательства в гидрологию реки, в том числе спрямления русла, дноуглубления, обвалования берегов, строительства плотин и дамб. Припять – равнинная река, даже строительство невысоких дамб приведет к тому, что значительная часть поймы уйдет под воду. К плачевным последствиям может привести нарушение естественной цикличности весенних паводков и летней межени, предотвращающих заболачивание и зарастание поймы, а также обеспечивающих высокую продуктивность пойменных лугов. В целом реализация проекта ударит по экосистеме региона и его биологическому разнообразию, ведь вдоль белорусского участка Е40 расположены несколько особо охраняемых природных территорий.

Анализ проекта Е40 показывает, что одним из наиболее вероятных грузов для перевозки по водному пути становятся нефтепродукты. «Подобные планы – осознанное преступление, – говорится в обращении. – Если на суше аварию с участием нефтепродуктов можно относительно легко локализовать, то на проточной воде это практические невозможно. Попав в реку, токсичные вещества распространяться на десятки и сотни километров».

По мнению авторов обращения, приоритетными должны стать финансовая и иная поддержка частного бизнеса, вовлеченного в транспортные, логистические и смежные услуги, поскольку развитие субъектов МСП будет вносить вклад в долгосрочный и устойчивый рост белорусской экономики.