Снизить налоговую нагрузку - одно из требований представителей бизнеса. Между тем доктор экономических наук, зав. кафедрой налогов и налогообложения БГЭУ Елена Киреева провела исследование, в котором выяснилось, что белорусские налоги вполне сопоставимы с налогами в странах ЕС.

Сколько налогов платят в Беларуси и Евросоюзе

«Рассматривая налоговую систему как организационный механизм реализации налоговой политики можно отметить ряд позитивах сдвигов, заключающихся как в упорядочивании национальной налоговой системы путем уменьшения количества и сроков уплаты налоговых платежей, так и в расширении IT- технологий, – отметила Е. Киреева. - К положительным моментам необходимо отнести и предпринятые шаги по либерализации налогового контроля и снижению налоговой нагрузки».

Налоговая нагрузка в целом по стране за последние годы имела тенденцию к снижению (только налоговые платежи без обязательных взносов в ФСЗН):

 

2014

2015

2016 год

ожидаемое

исполнение

2017

проект

Налоговые доходы

25,6

25,61

24,43

23,59

Подоходный налог с физических лиц

4,3

4,26

4,20

4,18

Налог на прибыль

2,5

2,51

2,06

2,50

Налог на добавленную стоимость

8,4

8,36

8,62

8,62

Акцизы

8,4

2,24

 2,22

 2,07

Налоговые доходы от ВЭД

2,4

4,51

3,49

2,89

Представленные данные  по Беларуси вполне сопоставимы с уровнем налогообложения в зарубежных странах.

Налоговая нагрузка в странах ЕС, в % к ВВП

 

2012

без социальных отчислений

2013

без социальных отчислений

2014

без социальных отчислений

2012 общая нагрузка

2013 общая нагрузка

2014 общая нагрузка

EU-28

26,3

26,6

26,7

38,3

38,7

38,8

EA-19

25,5

25,9

26,0

39,5

39,9

40,2

Belgium

30,5

31,2

31,0

44,8

45,6

45,3

Bulgaria

19,7

20,5

20,1

26,6

27,9

27,8

Czech Republic

19,4

20,0

19,4

34,2

34,8

34,1

Denmark

46,2

47,4

50,2

46,1

47,1

49,9

Germany

22,8

22,9

23,0

37,9

38,0

38,1

Estonia

20,4

20,6

21,3

31,5

31,5

32,2

Ireland

23,5

23,8

24,7

28,4

28,8

29,8

Greece

24,5

24,8

25,5

35,5

35,5

35,9

Spain

21,1

22,0

22,3

32,2

33,0

33,6

France

28,2

28,8

29,0

44,5

45,3

45,9

Croatia

24,5

25,3

25,0

35,9

36,6

36,7

Italy

30,3

30,2

30,3

43,4

43,3

43,4

Cyprus

23,8

24,1

25,2

31,6

31,6

34,2

Latvia

19,7

20,0

20,5

28,5

28,5

28,9

Lithuania

16,2

16,3

16,6

27,0

27,1

27,7

Luxembourg

27,5

27,1

27,1

38,8

38,2

38,1

Hungary

25,6

25,2

25,3

38,5

38,1

38,3

Malta

26,4

26,8

28,1

32,1

32,5

33,9

Netherlands

21,3

21,7

22,6

36,0

36,6

37,5

Austria

27,6

28,0

28,3

41,8

42,6

43,1

Poland

19,9

19,7

19,9

31,9

31,9

32,1

Portugal

23,1

25,2

25,2

31,8

34,1

34,2

Romania

19,1

18,7

19,1

27,9

27,4

27,7

Slovenia

22,2

22,3

22,3

37,1

37,0

36,7

Slovakia

15,9

16,9

17,6

28,2

30,2

31,0

Finland

30,0

31,0

31,2

42,7

43,6

43,8

Sweden

39,7

40,1

40,0

42,6

42,9

42,8

United Kingdom

27,3

27,1

26,8

33,6

33,3

32,8

Iceland

31,6

32,3

35,2

35,3

36,0

38,9

Norway

32,2

30,4

29,0

41,5

39,9

38,9

Традиционно наиболее высокий уровень в странах-членах, имеющих социализированную модель экономики (Швеция, Дания, Норвегия, Финляндия), более низкий в странах, недавно присоединившихся к ЕС, с более низким среднедушевым доходом (Литва, Латвия, Польша, Болгария, Румыния, Чехия, Эстония в пределах 20% изъятия).