Накануне для Дня машиностроителя первый заместитель министра промышленности Геннадий Свидерский встретился с журналистами в Национальном пресс-центре и рассказал о работе отрасли.

День машиностроителя

«Практически все машиностроение использует привозные ресурсы и интеллект белорусов. В основном наша отрасль экспортоориентированная, но и вопросы импортозамещения мы успешно решаем, - ввел в курс дела Г. Свидерский.

Главные задачи, стоящие перед отраслью: диверсификация рынков, техническое перевооружение, модернизация производств, повышение качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции.

С начала года предприятиями Минпрома произведено продукции на сумму свыше 6 млрд руб., поставлено на экспорт товаров более чем на 2 млрд долл. Сальдо внешнеторговой деятельности положительное - более 1 млрд долл.

По словам Г. Свидерского, заметно оживление внешних рынков, поэтому Минпром ожидает увеличения продаж в IV квартале по сравнению с 9 месяцами т.г. Как положительную тенденцию первый замминистра отметил, что уже идет «не раздача сельскохозяйственной техники, а продажа». При этом на внутреннем рынке продано сельхозтехники меньше, чем в предыдущие годы, но она уходит тем, кто может платить.

Между тем приходится работать с последствиями «раздачи» сельхозтехники «Тракторы, комбайны были поставлены в прошлом году, расчеты с МТЗ, «Гомсельмашем» не произведены. Это работа субъектов хозяйствования», - подчеркнул Г. Свидерский. И сообщил, что предприятия Минпрома планируют сократить просроченную дебиторскую задолженность на 100 млн долл. до конца года.

Говоря о несостоявшихся планах, Г. Свидерский назвал проект по объединению МАЗа с КамАЗом: «Этот вопрос снят с повестки дня. То, что предлагалось, не соответствовало интересам МАЗа». В настоящее время ведется поиск инвесторов для выполнения программы развития МАЗа. Переговоры ведутся с партнерами из Китая, Европы и КамАЗа.

Не пошел дальше деклараций проект экспорта нашей продукции в Африку при поддержке Афрэксимбанка.
Коснулся Г. Свидерский и проблем, существующих в рамках ЕАЭС. Союз создавался с целью свободного перемещения товаров, однако на практике каждая страна хочет иметь свои предприятия машиностроения и выстраивает административные барьеры на пути продвижения продукции стран-участниц союза. Так, Россия выделила субсидии для приобретения продукции «Россельмаша», а для «Гомсельмаша» - нет. Однако же гомельская техника собирается из российских комплектующих. В итоге от таких действий соседней страны пострадал не только «Гомсельмаш», но и поставщики компонентов.

Белорусское машиностроение

Модернизация предприятий Минпрома позволила создать образцы продукции, отвечающей мировым стандартам. Например, ОАО «Управляющая компания холдинга «Минский моторный завод» освоила производство автомобильных двигателей экологического уровня Евро-5, их поставка осуществляется для МАЗа.

Напомним, что в системе Минпрома 17 холдингов. Создание новых не планируется, а действующие будут приведены в соответствие с экономической и технической составляющей. «Сейчас задача, которую мы решаем, это централизация технической политики, то есть создание технического центра, маркетинга - а это единые продажи, а также централизация закупок. Мы должны сделать так, чтобы была построена признанная в мире структура: центр прибыли, центр затрат. И за счет холдинговых структур добиться минимальной себестоимости и максимальной эффективности работы в занимаемых нами сегментах», - заявил Г. Свидерский.