В последние десятилетия в развитых и развивающихся странах инновационное развитие принимается в качестве основы устойчивого экономического роста. Беларусь не исключение, поэтому тоже примеряет эту доктрину для своего развития.

Источники финансового кризиса

Евгений КочуровскийНацбанк диагностировал в Беларуси опасную тенденцию: в 2015 г. реальный и финансовый сектора экономики имели разнонаправленную динамику. Первый из них заметно сократился за счет рецессии, а второй сохранил масштабы и даже увеличился под воздействием ослабления обменного курса национальной валюты. Доля государства в совокупном уставном фонде банковского сектора увеличилась с 74,8 до 82,0%.

Ситуацию в белорусской экономике можно описать по Бену Бернанке как «необычайную неопределенность» (unusual uncertainty). Первая угроза рисков - финансовый и банковский сектора не могут быть устойчивыми и прибыльными при кризисе субъектов, которые обслуживают. Поэтому подобная ситуация - противоречивая и ненормальная. В 2015 г. показатель доли проблемных активов на приемлемом уровне в значительной мере был обеспечен с помощью реструктуризации потенциально проблемных долгов и списания с баланса безнадежной задолженности за счет сформированных банками специальных резервов.

В 2016 г. активизировались негативные тенденции в финансовом секторе. Монетарные власти медленно решают острую проблему детоксикации активов. В рамках существующей экономической модели это сложно сделать. Ее решение связано как с реализацией новой экономической модели, так и с пенсионной реформой Беларуси.

Банковскую систему быстро наполняют плохие долги и токсичные активы. Рынок недвижимости пока находится на стадии снижения, розничная торговля стагнирует, продолжается рост тарифов ЖКХ.

Финансовые риски в парадигме простых решений

Белорусская номенклатура в условиях кризиса демонстрирует новые подходы в области экономического роста, инновации связаны с модернизацией в системе государственного и корпоративного управления.

С одной стороны, номенклатура пытается запустить механизм саморегулирования экономики, которая связана с изменением системы распределения госресурсов, требует привлечь капитал в народно-хозяйственный комплекс через удешевление кредитов.

С другой - предложенные схемы лежат в плоскости номенклатурного передела собственности под лозунгом объединения экономических интересов граждан и государства. Предусматриваются условия для формирования собственников из числа соотечественников через механизм включения их сбережений в акционерные капиталы субъектов хозяйствования, развития рынка ценных бумаг и через право предоставлять в лизинг неэффективно работающие предприятия белорусским гражданам с возможностью выкупа в течение последующих лет.

Финансовые риски

Инновационные предложения

Современный экономический рост связан с научно-техническим прогрессом. На долю новых знаний (технологии, оборудование, человеческий капитал, организация производства) в развитых странах приходится от 80 до 95% увеличения ВВП.

Инновационное развитие экономики должно сопровождаться активными структурными сдвигами, поддерживаемыми значительным повышением эффективности использования ресурсов. Доля инновационного сектора в ВВП должна составлять не менее 30% в 2020 г. при резком снижении энергоемкости экономики.

Изменение структуры национальной экономики в 2020 г. должно произойти благодаря росту инновационной активности и повышению расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (за счет всех источников финансирования) не менее чем на 4% ВВП и на образование - до 7 % ВВП (табл. 2). В этом случае экономика знаний Беларуси будет конкурентоспособной по сравнению с европейскими партнерами и обеспечит комплексное развитие национальной инновационной системы.

Евгений КАЧУРОВСКИЙ,
президент Международного некоммерческого фонда «Новая экономика»

 

Продолжение читайте в печатной версии журнала «Директор» № 8