Уровень качества обжалованию не подлежит!

Павел ВЛАДИМИРОВ

Никакой кризис не страшен, когда стоящая у руля предприятия команда обладает мужеством противостоять любым «страхам». Генеральный директор ОАО «Гомельстройматериалы» Олег СЕЙБЕЛЬ 30 лет назад прошел здесь испытание «на прочность», которое устроил ему и другим ведущим специалистам тогдашний руководитель. Сам страстный поклонник парашютного спорта, он и свою команду заразил прыжками с неба. Конечно, чтобы решиться на это, каждому пришлось преодолеть страх.

Такая закалка дает возможность и сегодня не пасовать перед трудностями, а вступить в «поединок» с экономическим кризисом, каким бы тяжелым он ни оказался.

Ключ к решению проблем

Сегодня ни один объект гражданского или промышленного строительства в стране не обходится без материалов, выпускаемых ОАО «Гомельстройматериалы». Это силикатные камни и кирпич, блоки из ячеистого бетона, минераловатный утеплитель «БЕЛТЕП». И, тем не менее, мощности предприятия используются не полностью.

- Мы способны не менее чем на треть увеличить выпуск строительной продукции, соответствующей европейским стандартам, - уверен Олег Иванович. - Очевидно, что необходима государственная программа, на основе которой должны разрабатываться региональные планы на уровне города, области. Так, кстати, делается во Франции, Германии, Австрии, где мне довелось побывать в командировках. Я не за жесткое планирование, а именно за приоритетность государственных программ. В них - ключ к решению многих наших проблем. Сегодня самый сложный для нас вопрос - не производство продукции, а ее реализация в кратчайшие сроки. В свое время осознали необходимость создания мощной службы маркетинга. И не ошиблись. Ведь для нормальной работы производства необходим портфель заказов и договоров. Срабатывают из них обычно 5-10%. Но и на предприятиях развитых стран - максимум 10%. И это считается нормальным явлением.

Предприятие работает на всю Беларусь, поставляет изделия на экспорт - в Россию, Украину, Прибалтику, Чехию, Польшу. Хотя там и собственной продукции такого рода предостаточно, все определяется соотношением цены и качества. Сейчас ведутся переговоры с партнерами из Австрии, Азербайджана, Казахстана, Молдавии. Ищутся ценовые компромиссы, предпринимаются попытки войти на эти рынки.

С 2007 г. предприятие занимается созданием собственной товаропроводящей сети, открывая торговые дома. Первое торговое предприятие - ЗАО «Торговый дом «ТермоЩит» - создано в январе 2008 г. в Минске. Сегодня потребители получили возможность приобретать теплоизоляционные плиты «БЕЛТЕП» со складов в Бресте, Гродно, Витебске и Могилеве.

У конкурентов минплита - да не та…

Пока ОАО «Гомельстройматериалы» остается единственным в Беларуси предприятием, выпускающим минераловатный утеплитель. Это жесткая и полужесткая плита для строительства и реновации зданий и сооружений: утепления стен, кровли. Эта работа проводится по программе, утвержденной Советом Министров до 2020 г. Около 95% минеральной плиты, используемой в Беларуси, произведено в Гомеле. Года четыре назад все было наоборот: 80% составлял импорт из Германии, Финляндии, Польши, Бельгии. Теперь иностранная плита с белорусского строительного рынка почти полностью вытеснена. Причем чисто экономическими, рыночными методами, а не какими-то силовыми действиями. Просто по качеству, соответствующему европейскому стандарту СЕ, белорусская минплита ничуть не уступает импортной, а по цене - на 15-25% ниже. В 2005 и 2008 гг. на предприятии запустили две импортные технологические линии, позволяющие в год получать 1,2 млн. м3 условной ваты или 520 тыс. м3 минеральной плиты. Чтобы полностью закрывать потребности Беларуси в этом виде продукции до 2020 г., вполне достаточно 360 тыс. м3, а все остальное можно поставлять за пределы нашей страны. Разнообразна номенклатура, представленная 32 наименованиями минеральных плит: для строительства жилья, промышленных и сельскохозяйственных объектов, спортивных сооружений, крупных торговых центров. И использование этого материала в строительстве будет только увеличиваться, так как планируется строить все больше высотных монолитных сооружений с утеплителем.

29 февраля 2008 г. ОАО «Гомельстройматериалы» получило подтверждение высокого уровня качества своей продукции. Теплоизоляционные плиты «БЕЛТЕП» прошли все необходимые испытания на соответствие требованиям Евросоюза и получили сертификат соответствия.
Основное сырье для производства минеральной ваты - базальт - приходится завозить с Украины, поскольку в Беларуси этот минерал не встречается. Украинцы же, имея собственные месторождения и два современных завода по производству минеральной плиты, сейчас составляют все большую конкуренцию гомельчанам на своей территории. Но в то же время по качеству белорусская плита чуть ли не на два порядка выше украинской, да, к слову, и российской. На украинские заводы пришли абсолютно новые кадры, не обладающие опытом нескольких поколений гомельчан, которые занимаются производством минплиты с 1966 г. А чтобы выйти на передовые позиции в этом деле, требуется помимо сырья и современного оборудования минимум 10 лет успешной работы. Так что если технологически украинцы нынче идут вровень с белорусами, то в кадрах проигрывают довольно сильно.

ОАО «Гомельстройматериалы» выпускает также ячеистый бетон - пеногазосиликатный стеновой материал, обладающий прекрасными теплоизоляционными свойствами. Если его толщина 400-500 мм, то стена из него в наших широтах даже не нуждается в дополнительном утеплении. Материал легкий, прочный, его можно штукатурить и красить.

На рынке ячеистого бетона в Беларуси сейчас высокая конкуренция (его делают на 10 предприятиях). В России и Украине рынки тоже изобилуют производителями. Но «Гомельстройматериалы», несмотря ни на что, прочно удерживает позиции в своей нише, и 35-40% этого вида продукции - а в год его выпускается 400 тыс. м3 - поставляет за пределы страны. По свойствам и характеристикам белорусский ячеистый бетон считается одним из лучших, но сейчас, как с сожалением замечает Олег Сейбель, российский и украинский потребитель больше интересуется не качеством, а ценой. В Киеве ОАО «Гомельстройматериалы» имеет торговый дом и тщательно отслеживает ситуацию на рынке наших южных соседей. Там общепризнано лидерство белорусов по качеству, но своя продукция - и минплита, и другие стройматериалы - дешевле. Покупатели пока не осознают, что через 2-3 года они могут пожалеть, что погнались за дешевизной.
Все это привело к тому, что поставки на Украину по сравнению с прошлым годом сократились вдвое. Олегу Сейбелю даже предлагали делать продукцию несколько худшего качества, но подешевле: мол, специально для украинцев. Однако он категорически отказался: «Мы не должны уронить свой брэнд! Кризис пройдет, и тогда конкуренты потеряют все, они уже никогда не смогут делать высококачественный продукт. А мы будем! И потом свое наверстаем. Но сегодня нужно перетерпеть».

Готовь сани летом

Темпы роста выпуска товарной продукции за 7 месяцев к уровню прошлого года составили 110%. Министерством строительства и архитектуры для ОАО «Гомельстройматериалы» установлен норматив количества готовой продукции на складе в 40% от месячного запаса. А на самом деле хранится 25%. Хотя нынешний кризис не мог не затронуть и гомельчан. Так, примерно на треть снизились цены на экспортную продукцию. Повсеместно упала платежная дисциплина. Если предыдущие лет пять предприятие работало по предоплате, то сейчас за рубеж оно отправляет продукцию с отсрочкой платежа до 90 дней. А по поставкам внутри Беларуси деньги поступают с опозданием в месяц-два. И то порой приходится обращаться в хозяйственные суды, прибегать к помощи налоговых инспекторов.

Рентабельность ОАО «Гомельстройматериалы» сейчас колеблется в пределах 5,5-7,5%, но поставлена задача к концу года выйти на 10-12%. А в прошлом году этот показатель составлял 23%. Оптимальным для предприятия, выпускающего в год продукции на 180 млрд. руб., был бы, по мнению генерального директора, показатель рентабельности в 15-18%. Это позволило бы иметь необходимые оборотные средства, прибегать к помощи кредитных ресурсов и вести серьезное техническое перевооружение. За 2005-2008 гг. включительно инвестиции в основной капитал составили порядка 100 млрд. руб. Половина этой суммы обеспечивалась кредитами, остальное - собственными средствами. За счет высокой рентабельности предприятие спокойно брало деньги у банков и вовремя их возвращало. Сегодня, к сожалению, ситуация не столь благоприятна. На этот год запланировано инвестировать в основной капитал уже не 25, как в прошлые годы, а 15,2 млрд. руб. И если экономическая ситуация в целом не улучшится, то в 2010-2011 гг. и такие средства вложить в техперевооружение будет проблематично. А инвестировать надо, чтобы еще через пару-тройку лет не оказаться неконкурентоспособными. Ведь износ оборудования уже сегодня составляет 42%. Это, конечно, еще не так уж и критично, ведь в среднем по стране основные фонды изношены на 70-80%. Однако это и не повод для самоуспокоения. Олег Сейбель считает, что в ОАО «Гомельстройматериалы» износ оборудования должен составлять не более 35%, тогда предприятие сможет технически обновляться каждые 5-6 лет. А это уже европейский уровень, к которому надо стремиться, чтобы сохранить конкурентоспособность. Но сначала, конечно, надо пережить тяжелые времена.

- Я всегда настраиваю своих людей и самого себя на то, что сани надо готовить летом, а телегу - зимой, - говорит Олег Сейбель. - Кризис ведь рано или поздно закончится. А какими мы из него выйдем? Думать об этом нужно уже сегодня. Надо многое переоценить и на какие-то вещи взглянуть по-другому. Ведь раньше, например, когда говорилось о необходимости экономии, технического перевооружения, с этим соглашались, но далеко не все в реальности хотели что-то менять. Сейчас ситуация заставляет делать это быстрыми темпами: то, что раньше планировалось изменить за 3-5 лет, уже нужно успеть за год. Кризис подталкивает серьезно заниматься экономикой, и в первую очередь энергосбережением. Поэтому мы всегда 15-20% всех капиталовложений тратили на уменьшение энергозатрат. За последние 4-5 лет потребление энергоносителей уменьшили на 30%. И в дальнейшем все свободные деньги, какие только у нас будут появляться, постараемся направлять на те же цели. Например, недавно установили новую технологическую линию по производству силикатных камней и кирпича. Раньше у нас работали польские прессы производительностью 2,2 тыс. шт. условного кирпича в час. Новый немецкий пресс делает 4 тыс., потребляя электроэнергии на 35-40% меньше. Сегодня производим в год 120 млн. шт. условного кирпича. Хотелось бы приобрести еще один такой же пресс. Если все шесть польских заменим на три немецких, то несложно подсчитать, какую выгоду можно получить, сохранив практически тот же объем выпуска. А высвободившийся персонал перейдет на другие работы. Мы ведь, несмотря ни на что, людей не сокращаем. Наоборот, только в прошлом году с вводом новой линии по производству минплиты создали 112 новых рабочих мест. И сейчас среди тех, кто обслуживает это оборудование, 19 рабочих с высшим образованием!

Средняя зарплата по предприятию за июль 2009 г. составила около 1,4 млн. руб. Если сравнивать с прошлым годом, то заработки остались на прежнем уровне. Учитывая кризисные явления, не так уж и плохо. Не зря ведь молодые люди стремятся устроиться на предприятие. Сегодня около 60% из 1250 работников ОАО «Гомельстройматериалы» - не старше 35 лет. Люди видят перспективу, дорожат своей работой и стараются трудиться на совесть.

Сейчас на предприятии строится цех по переработке отходов производства минеральной плиты, который должен вступить в строй будущим летом. Пока что часть отходов перерабатывается для производства ячеистого бетона, остальное утилизируется и вывозится на промышленную свалку. С вводом нового производства отсев - мелкие фракции базальта и доломита, не пригодные для использования в плавильных агрегатах, - будет превращаться в кубовидные брикеты и в таком виде возвращаться на плавку, заменяя порядка 15% свежего сырья. А само производство станет безотходным. При этом и экология выиграет.

- Качественная и конкурентоспособная продукция, - говорит О. Сейбель, - может быть изготовлена лишь на том предприятии, где есть строгий контроль трудовой дисциплины. Этого принципа придерживаюсь сам, соблюдения его требую и от остальных. Несмотря на сложности сегодняшнего дня, в завтрашний день смотрю с уверенностью и оптимизмом в отношении сбыта продукции, социальной поддержки членов коллектива. Потенциал у нас надежный. Строительные и отделочные материалы, изготовленные на нашем предприятии, дают качество и надежность в строительстве, являются для потребителей гарантией успеха, уверенности в бизнесе.