Кризис в разных проявлениях и разных сферах деятельности – такова общая тема монологов наших экспертов. Нотки оптимизма тоже присутствуют: все-таки и меценаты находятся, и бизнес-обучение набирает популярность.

Александр Верес Беларусь превратилась в учебную площадку

- Кризис показал, что время, когда в бизнесе просто «фартило», ушло и никогда не вернется, - говорит директор консалтинговой компании ООО «Бизнес проектирование» Александр Верес. – Кризис же показал, что и в это непростое время уверенно держатся на плаву те компании, которые давно поняли, в основе успеха – умение грамотно планировать работу и анализировать результаты.

На минувшей неделе проходила 22-я Международная специализированная оптовая выставка-ярмарка «Продэкспо-2016». Наши производители умеют выпускать интересую и качественную продукцию, что, собственно, и можно было увидеть. Вопрос в том, для кого они ее производят, кто их потребитель, что он ждет от производителя и продукта, а, следовательно, как успешно продавать эту продукцию. При принятии решения о реализации какого-то проекта (покупка оборудования, строительство, выход на новый рынок и т.д.), к сожалению, не всегда уделяется должное внимание к подготовке. Отсюда риски для предприятия и кредитующего банка.

Чтобы как-то помочь нашим производителям, во время выставки мы провели семинар «Маркетинг потребителя: от исследования до стратегии». Участники этого семинара, как и недавно проведенной конференции «Условия и этапы успешной реализации проектов: подготовка, финансирование и управление проектами на примере отельного бизнеса» по-настоящему заинтересованы в получении знаний, изучении опыта успешных компаний, общаются со спикерами, устанавливают деловые контакты. Приходит понимание того, что для успешного ведения бизнеса нужно разрабатывать стратегию, проводить маркетинговые исследования, оптимизировать процессы, составить грамотный бизнес-план. Всем нам предстоит большая работа, иногда весьма креативная, иногда рутинная и не очень интересная, но другого пути достижения успеха сегодня нет.

Андрей КурейчикММКФ «Лістапад» мельчает

- В этом году стоял вопрос: быть или не быть ХХІІІ Минскому международному кинофестивалю «Лістапад». Бюджет значительно урезан, его еле хватило, чтобы фестиваль состоялся, - сказал сценарист, режиссер и продюсер Андрей Курейчик. – Это показатель кризиса – денег на фестиваль выделяется все меньше. Почему так происходит в Год культуры, у меня нет ответа. Фестиваль стал меньше по объему, нет того созвездия актеров, режиссеров, которые приезжали в прошлые годы.

Большинство картин национального конкурса сделаны не за счет государства. На свой фильм я собирал деньги и через краудфандинговую площадку, но самые серьезные расходы помогли закрыть БСБ Банк и компания «Царское золото». К счастью, даже в кризис находятся меценаты, которые готовы поддержать отечественный кинематограф.

Дмитрий ЗикрацкийВместо решения глобальных задач - решение мелких конфликтов

- Постоянно наблюдаю ужесточение условий ведения бизнеса в Беларуси. Являясь директором юридической фирмы и ежедневно читая новые нормативные акты я, вижу ужесточение не только в одной сфере, но и в целом, что очень показательно характеризуют сложности в ведении бизнеса, - говорит партнер, генеральный директор юридическая компании «Петерка энд Партнерс» Дмитрий Зикрацкий. – Начало ноября не было исключением - опубликовано постановление Совета Министров от 22 октября 2016 г. № 855, которым ужесточилось деятельности агентств по трудоустройству.

Новым документом ограничена деятельность агентств, которые за деньги предоставляли информацию о не существующих и «просроченных» вакансиях. Теперь можно будет оказывать такие услуги только с оплатой по факту.

Но на самом деле, государство вместо решения глобальных задач фактически занимается решением мелких конфликтов («серые агентства с «липовыми вакансиями» - плохо, значит запретить). А ведь надо создавать условия для того, чтобы граждане не пользовались такими услугами, не были обманутыми.

Так, этим же постановлением создан Реестр агентств по трудоустройству, а значит, Минтруда и соцзащиты вместо просвещения граждан по поиску работы (в том числе что бы они не попадались на уловки нескольких «серых» кадровых агентств), будет заниматься введением информации в базу данных. А деньги из бюджета пойдут не на создание масштабного информационного портала со всеми вакансиями, с образцами резюме и видео уроками по прохождению собеседований, а на никому не нужный электронный реестр агентств по трудоустройству.