Куда дует ветер
- Подробности
Бизнес в большинстве развитых стран строится как пирамида на базовых условиях, среди которых - развитие частной собственности и гарантии ее защиты, формирование конкурентной среды и создание равных условий хозяйствования, сокращение госрегулирования и развитие саморегулирования экономики. Выполняются ли они в Беларуси, в каком направлении пойдет развитие предпринимательства - эти актуальные вопросы обсудили эксперты на заседании «круглого» стола «Стратегия развития малого и среднего предпринимательства (МСП) в Беларуси до 2030 г.».
«Волатам» все равно: что гарем, что танки
- Подробности
Попытки ограничить доступ белорусской продукции военного и двойного назначения в Россию заставляют отечественных производителей активизировать поиски альтернативных рынков.
Тайные знания древних храмов
- Подробности
Тайные знания древних храмов
Сергей ЧИСТЯКОВ, научный сотрудник сектора «Дворцовый ансамбль» ГУ Национальный историко-культурный музей-заповедник «Несвиж»
Люди во все времена придавали огромное значение различным символам. И в нашей стране, с ее богатейшим историческим наследием, также есть древние постройки, в оформлении которых использована скрытая символика. Поэтому белорускам совсем не обязательно пускаться в дальние путешествия, чтобы увидеть воочию вместилища тайных знаний. Нужно просто посетить одну из жемчужин белорусской земли - Несвижский костел Наисвятейшего Божьего Тела, который в последние годы превратился в место настоящего паломничества туристов со всего света.
Возведенный в 1593 г. по распоряжению несвижского князя Николая Христофора Радзивилла Сиротки архитектором-итальянцем Джованни Мария Бернардони, храм стал первой барочной постройкой в восточной Речи Посполитой. Для этих земель была использована и принципиально новая архитектурная композиция - трехнефная шестистолповая крестово-купольная базилика. Ее главной особенностью является то, что купол на парусах опирается на четыре опоры в центре здания, а от него расходятся четыре сводчатых объема. В плане постройка представляет собой латинский крест («Божий Знак») - один из древнейших символов христианства. Его использование в планировке культового строения несет в себе дополнительную смысловую нагрузку: храм - уже сам по себе символ Веры - в форме креста олицетворяет жертву Христа, воскресение и вечную жизнь.
В наши дни крест считается главным символом христианской религии, однако на протяжении первых трех веков после смерти Спасителя в качестве символа Христа и его страданий этот символ употреблялся редко. Император Константин, в IV в. принявший христианство, на самом деле использовал на своем знамени монограмму «Хи-Ро» (называемую так по первым буквам имени Христа на греческом языке), которая в те времена была более привычна.
Сегодня верующие осеняют себя знаком креста правой рукой - этот жест был общераспространенным еще во времена святого Августина в VII в., но появился намного раньше: мать императора Константина, Елена, в IV в. в паломничестве нашла местонахождение истинного креста Христова. И в христианском календаре появился праздник Обретения Креста Господня.
Фасад Несвижского костела украшают четыре скульптуры святых, расположенные в нишах в два яруса. Две из этих статуй - в нижнем ряду - изображают патронов первого ордината Радзивилла Сиротки св. Николая и св. Христофора. Тиара на голове первого и посох в его руке свидетельствуют о его звании первосвященника. Книга же может символизировать знание, мудрость или даже память. В изображении св. Христофора, покровителя путешественников, также немало символов: изображение ребенка и посоха - отображение легенды. Согласно ей будущий святой жил отшельником у речного протока и переводил через него путников. Однажды к нему пришел маленький мальчик и попросил перевести его через водную преграду. Христофор, тогда его звали Офферо, взял ребенка на руки и начал переходить через проток. На середине реки мальчик стал настолько тяжел, что отшельник испугался, как бы они оба не утонули. Тогда малыш сказал ему, что он - Христос и несет все тяготы и грехи мира. Иисус тут же окрестил Офферо, дав ему имя Христофор, что означает «Несущий Христа». Затем младенец сказал будущему святому, чтобы тот воткнул в землю свой посох, который превратился в зеленое плодоносное дерево. Это чудо обратило в веру многих, а в канонической иконографии этот символ означает рост влияния церкви.
Кстати, в 1969 г. Ватикан исключил день памяти св. Христофора из всеобщего католического календаря из-за недостатка реальных свидетельств о его существовании. Но вопреки распространенному заблуждению, Христофор не был деканонизирован, он все еще остается святым католической церкви.
Что же касается скульптур, расположенных в верхнем ярусе, то они изображают отцов-основателей ордена иезуитов. Дело в том, что Несвижский костел действовал совместно с построенным в 1586 г. иезуитским коллегиумом. Он и назывался костелом иезуитов до опубликования летом 1773 г. папой Климентом XIV знаменитой буллы «Dominus ac Redemptor», которая положила конец действию Общества Иисуса в Западной Европе. Поэтому наличие этих изваяний вполне уместно и объяснимо.
Св. Франциск Ксаверий изображен держащим в руке монограмму «IHS» - главный иезуитский символ. Эти буквы - сокращенное имя Христа в греческом алфавите. Сама же монограмма присутствует на печатях ордена иезуитов со времен его основания.
Существуют различные интерпретации этого сокращения. Первая связана с легендой о знамении: Константин Великий перед боем с Максенцием увидел христограмму и надпись в небесах «In Hoc Signo» (более полная форма «In Hoc Signo Vinces» - «Сим победиши»). Вторая трактует христограмму как «In Hoc Salus» («В этом (кресте) - спасение»). Наиболее распространенной версией в католической церкви является следующая расшифровка: «Iesus hominum Salvator» («Иисус - человечества Спаситель»). В данном конкретном случае изображение призвано подтвердить принадлежность святого к самому могущественному религиозному объединению того времени, ордену иезуитов, символом которого христограмма является уже несколько столетий. Сам св. Франциск вместе с Игнатием Лойолой 15 августа 1534 г. в часовне Монмартра дали клятву посвятить свои жизни Богу, что и стало временем основания Общества Иисуса.
Св. Игнатий Лойола, чья скульптура расположена в правой нише второго яруса, не только был основателем новой организации, но и с благословения папы Павла III ее возглавил, став первым генералом ордена. Он изображен с крестом в одной руке и лилией в другой, где цветок является символом воскресения и чистоты.
С южной стороны, на вмонтированной в стену костела плите представлена мемориальная символика. Композиция состоит из изображения песочных часов с крыльями, увенчанных черепом, и указывает на быстротечность времени и смерть. В декоре плиты дважды использованы христограммы и монограммы Девы Марии. Сам знак, вероятно, был установлен в память Яна Викерата, но какие-либо сведения об этом человеке отсутствуют.
Символично и изображение манстранца, расположенное над входом в костел. Это один из главных предметов культа, используемый при богослужениях в храмах католической конфессии. Во время месс, которые предусматривают использование манстранца, в небольшую камеру в его центре помещаются Святые Дары, которые обычно сохраняются в цибориуме (дароносице) на центральном алтаре.
Все перечисленные тайные знаки присутствуют в декоре экстерьера Несвижского фарного костела. Продолжением темы станет расшифровка значения многочисленных символов, скрытых в сюжетах знаменитых фресок храма, его уникальных надгробиях, захоронениях и алтарях.
Мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София
- Подробности
Мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София
Священник Андрей САВРИЦКИЙ
30 сентября Православная Церковь чтит память святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, которые стали примером стойкости и мужества, терпения и веры. Известно, что именно их житие было излюбленным чтивом наших благочестивых предков. Об этом свидетельствует большое количество рукописей, дошедших до наших дней.
Что же пленяло сердца наших пращуров в этом священном тексте? Почему так полюбились эти имена: Вера, Надежда, Любовь? Мы попытаемся поразмышлять об этом, вспомнив их «боголюбезное» житие.
Времена, в которые жили святые мученицы, были очень тяжелыми для христианства. Это был период жестоких гонений и притеснения христиан. Кровожадные императоры сменяли друг друга, придумывая всякий раз все более изощренные пытки для последователей Христа. Этим они надеялись сломить и уничтожить христианство. Но своей безумной цели они так и не достигли. Напротив, христианство распространилось по всей земле, преобразив собою мир. Целый сонм святых известен нам из этой эпохи. Их называли мученикам, так как они приняли жесточайшие страдания за Христа и не отреклись от своей веры.
В правление царя Адриана жила в Риме знатная вдова. Звали ее София, что в переводе с греческого означает «премудрость». У нее было три дочери, которым она дала имена христианских добродетелей: первую назвала Верой, вторую - Надеждой, а третью - Любовью. Будучи ревностной христианкой, благочестивая София вела строгую жизнь, служа Богу молитвой, постом и милостыней. Все три девочки получили прекрасное воспитание. Несмотря на то, что София было богатой и знатной римлянкой, с малых лет она приучала своих детей к труду. Она говорила: «Утруждать свои руки должны не только рабы, но и каждый человек, даже если у него есть достаток, ибо ленивый нарушает заповедь Божию, данную в раю Адаму: «В поте лица будешь есть хлеб свой…» Сестры рано научились читать. В семейной библиотеке имелись сочинения знаменитых поэтов Гомера и Овидия. Хранились там и ломкие папирусные свитки, повествующие об истории Римской империи. Но самою любимой и главной книгой для них была Библия - Священное Писание Ветхого и Нового Заветов. Несмотря на юный возраст, они хорошо знали его.
К Софии часто приходили христиане. Рядом с ее домом раскинулся благоухающий сад. В нем среди виноградника скрывался подземный ход в родовой склеп, из которого по темным коридорам можно было пробраться в катакомбы. Здесь христиане собирались для совместных молитв и богослужения.
Дошли слухи о добродетельной семье и до царя Адриана, который лично пожелал видеть Софию и ее дочерей. Стояло раннее осеннее утро. Солнце только что поднялось над верхушками деревьев. Медленно, как бы нехотя, пробуждалась жизнь после недолгого ночного отдыха.
Семья была в сборе, когда на пороге показался вестник с указом немедленно прибыть во дворец. Узнав о причине приглашения и предвидя обычный вопрос: «Какой ты религии?», София встала с детьми на молитву. Она молилась так: «Всесильный Боже, подаждь помощь Твою святую, да не устрашится сердце наше гордого мучителя, да не ужаснемся мук и горькой смерти за имя Твое!»
Закончив молитву, мать и дочери взялись за руки и пошли во дворец. Дойдя до царских палат, они осенили себя крестным знамением и смело вошли в тронный зал. Там уже восседал в ослепительной своей славе гордый и жестокий Адриан. София и дочери ее спокойно подошли к самому престолу, воздали царю должное поклонение и стали ждать вопросов.
Император Адриан уважал и любил супруга Софии, отдавшего свою жизнь за благоденствие Рима, и никак не мог поверить в то, что семейство храброго воина исповедует веру в распятого Христа. Он хотел поговорить с Софией, надеясь на то, что она одумается и отречется от Христа.
Царь, по обычаю, расспросил Софию о роде ее, имени и вере. Рассказав о себе все и дойдя до последнего вопроса, София сказала, что она исповедует христианство, и тут же начала излагать его догматы, указывая на Христа как на единственного Спасителя мира.
Поражаясь мужеству и мудрости Софии, Адриан повелел отослать ее с детьми к ученой женщине Палладии, надеясь, что та сумеет уговорить их отречься от Христа. Но Палладия оказалась благородной женщиной и не стала мешать матери пребывать с детьми наедине. Она прекрасно сознавала грозящую им опасность и, восхищаясь их твердостью в вере, всячески старалась скрасить последние дни маленьких девочек и их самоотверженной матери.
София раньше никогда не говорила детям о том, что за веру во Христа им, может быть, придется страдать. Ей казалось, что они слишком малы и не поймут, для чего нужны их муки. Но теперь пришло время говорить об этом, чтобы укрепить в детях мужество.
Она сказала им: «Дети мои милые, настало время вашего подвига. Покажите вашу твердую веру в Господа, вашу надежду на Него и вашу любовь к Нему! Ради вечного спасения ваших душ не пощадите тела вашего, примите уготованные вам муки, как и Господь не пощадил ради вас Своего тела и приял муку смертную! Не пожалейте вашей красоты. Когда она будет отнята муками, Христос украсит вас небесной красотой! Дети любимые, не дайте обмануть вас лживыми словами. Царь сначала будет ласков и станет обещать много подарков, но вы не поддавайтесь его льстивым речам. Все земные радости подобны пыли - дунет ветер, и все исчезнет. Знайте, дети мои, что я вас не оставлю ни на минуту в часы страданий, молясь за вас Господу. Вспомните, как я учила вас страху Божию, как заботилась о вас и ходила за вами во время ваших болезней, - и утешьте теперь мою старость мужественным исповеданием! В том будет мне честь и слава, если смогу называться матерью мучениц. Тогда моя душа возрадуется, и вы будете истинными детьми моими, когда будете послушны до конца».
Так увещевала мать своих дочерей, лаская и целуя их, как бы уже сподобившихся приять мученическую смерть. И не было в глазах ее слез, и голос не дрожал, и улыбка ее была радостной. На третий день благочестивая семья предстала перед царем. Адриан, любуясь небесной красотой детей, сказал им: «Мне жаль вас, дети! Вы знаете, как сурово карает христиан наш закон. Поклонитесь богине Артемиде, и я прощу ваши прежние заблуждения. И не только прощу, но приближу вас к себе, назову своими детьми. Вы будете жить в великом почете, славе и богатстве. Если же не послушаетесь, то много злого от меня примете, и старость вашей матери будет печальна».
«У нас есть Отец Небесный, - ответили они, - его детьми мы желаем остаться, а на твоих богов плюем и угроз твоих не боимся. Мы готовы пострадать и даже умереть ради дорогого нам Господа нашего Иисуса Христа».
Девочки говорили, перебивая одна другую, и в голосах их было столько благородного мужества и презрения к мукам, что царь невольно смутился. Он спросил Софию, сколько лет ее детям. София ответила: «Старшей - двенадцать, средней - десять, младшей - всего лишь девять». Поразился царь столь великому мужеству детей.
Их мучили и убивали поочередно… Сперва царь приступил к старшей, убеждая ее поклониться Артемиде. Но Вера без колебания отвергла все требования царя. Тогда раздосадованный Адриан приказал отвести семью во внутренний двор. Здесь он с приближенными удобно расположился в тени деревьев и дал знак приступить к пыткам.
Царь приказал бить Веру по голому телу воловьими жилами. Ее хлестали без милосердия, приговаривая: «Поклонись богине Артемиде!» Но Вера молчала, хотя ее нежное тело содрогалось под ударами плети. Затем палачи стали колоть ее острыми шильями, но из ран вместо крови потекло молоко. Видя такое явное чудо, приближенные Адриана стали укорять его в жестокости. Но царь не внял их ропоту. По его знаку принесли железную решетку и накалили ее докрасна. На эту огненную кровать положили Веру. Однако и здесь она не издала ни одного стона, только все смотрела на мать, как бы ища у нее похвалы своему терпению.
Два часа пролежала мученица на решетке, испытывая невероятные страдания. Тело ее нисколько не пострадало, ни в чем не изменилось, а осталось таким же прекрасным. И это было второе чудо. Тут же стоял огромный сосуд, наполненный кипящей смолой. В эту пылающую массу погрузили с головой Веру, но и здесь она, по Божией милости, осталась невредимой. Тогда царь приказал отсечь ей голову.
Услышав приговор, Вера сказала матери: «Молись обо мне, мама, я подхожу к желанному концу, скоро-скоро я буду с Господом». А сестрам своим сказала: «Знайте, милые сестры, мое желание – быть примером для вас до конца!»
Сказав это, она обняла мать и сестер, целовала их, как бы не имея сил с ними расстаться. Но вот подошел палач - и честная глава ее скатилась на землю. Так закончила свою жизнь маленькая мученица Вера.
Нечестивый царь не удовлетворился этой жертвой. Он подозвал к себе Надежду и стал уговаривать ее: «Дитя мое милое, послушай совета моего - поклонись богине Артемиде! Ты видела лютые муки и смерть своей сестры, и с тобой это же будет, если не послушаешь меня».
Но Надежда ответила ему: «Неужели, царь, я не сестра той, которую ты замучил? Я росла вместе с Верой, с ней училась, мы вместе молились Богу, я готова умереть вместе с ней».
И царь отдал маленькую мученицу в руки палачей. Ее тоже повели на середину двора, сняли одежды и стали нещадно бить. Все это видела мать, но ни одним жестом не выдала своего волнения. Она молилась.
После первого истязания втолкнули девочку в раскаленную печь, где она пребывала невредимой, хранимая Божией силой. Затем мучители подвесили ее к дереву и стали строгать ее тело железными крючьями, так что ее чистая кровь залила всю землю под нею. Но все терпеливо выносила маленькая мученица. Она лишь смотрела на мать и сестру... Тогда царь решился на последнее средство: ввергнуть Надежду в сосуд с раскаленной смолой. Но сосуд, без всякой видимой причины растаял, как воск, и смола растеклась по двору, причинив немало ожогов окружающим. Тогда царь осудил и Надежду на отсечение главы. Перед самой кончиной лицо ее просияло, как лицо ангела, и все ощутили дивное благоухание, исходящее от нее.
Осталась младшая девочка, девятилетняя Любовь, и царь стал еще настойчивее добиваться от нее отречения от Христа. Он ее ласкал, называл своей любимой дочерью, велел принести дорогие игрушки и дать еще больше, только бы она поклонилась богине Артемиде. Но маленькая Любовь, глядя в глаза своему мучителю, говорила: «Кто может разлучить меня с Богом? Я ничего не боюсь! И Тебя, царь, нисколько не боюсь!..»
Выведенный из терпения, Адриан приказал растянуть девочку на колесе и бить солеными прутьями. Когда палачи сделали это, то все ее члены вышли из своих суставов и земля под ней оросилась кровавым дождем. После этого опять разожгли печь, и царь сказал: «Поклонись Артемиде, не то будешь сожжена живою».
Но Любовь ответила на это так, как ее учила святая мать: «Велик Бог мой Иисус Христос, Ему одному кланяюсь!..»
Тогда царь велел бросить ее в печь. Девочка, не дожидаясь палачей, сама вбежала в печь, но огонь не коснулся ее. Мать ободряла девочку и взглядами, и словами: «Третья веточка моя, дитя мое любимое, потерпи до конца! Уже плетется тебе венец, и отверзается чертог небесный». И велено было царем отсечь голову и Любови.
Император не стал убивать мать, рассудив, что нет для нее большего мучения, чем страдания и смерть детей. Все стерпела София. Покорно и трепетно приняла она из рук палачей останки любимых девочек, положила их в дорогой ковчег, осыпав цветами, и отвезла в свое загородное имение. Три дня и три ночи София не отходила от могилы. Она непрестанно молилась и к исходу третьего дня умерла, пострадав не телом, а сердцем. Это произошло в 137 г. Церковь причислила Веру, Надежду, Любовь и их матерь Софию к лику святых.
С 777 г. мощи святых мучениц покоятся в Эльзасе, в храме Эшо.
Память святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии празднуется во всем христианском мире, особенно в славянских странах, где их имена чтут многие христиане.
В коллективе - без обид
- Подробности
В коллективе - без обид
Владимир БУРОВ
Если где-то и должны быть настоящие мастера, то, конечно, в древнем Полоцке, издавна славившемся ремесленниками и строителями. Эта связь времен незримо ощущается в работе местного ОАО «Отделочник-28 г. Полоцк», специалисты которого не раз становились победителями республиканских конкурсов. Коллеги признают, что качество выполняемых организацией работ - одно из лучших в Беларуси.
В последние годы коллектив предприятия привел в порядок несколько зданий, составляющих гордость древнего города. Ему, в частности, доверили обновить Спасо-Евфросиньевскую церковь. На храме были заменены купола, сияющие сейчас золотым блеском, смонтирована медная крыша, оштукатурены и покрашены стены. Возвращен первозданный облик Богоявленскому собору, Иезуитскому коллегиуму, старинному зданию, в котором расположен Детский музей. Надо отметить, что это - уже реставрационные работы, что говорит о высочайшей квалификации коллектива, который имеет специальную лицензию Министерства культуры.
- Эта работа не только престижна для нас, - говорит директор предприятия Геннадий ЗАЙЦЕВ. - Здесь и оплата выше, в отличие от обычных объектов, где, на мой взгляд, стараются экономить на отделочных работах. Мы не раз обращались в Республиканский научно-технический центр по ценообразованию в строительстве Минстройархитектуры с просьбой увеличить расценки на отделочные работы, которые, на мой взгляд, несправедливо низки. Но нам отвечали, что все нормы обоснованы. Не решил проблемы и переход на контрактные цены, которые стали очередной формальностью. По нескольку раз переделываются проекты, в результате чего появляется много неучтенных работ, оказывается выше заложенной реальная стоимость материалов. И покрывать разницу строители нередко должны из своей прибыли. Запутаны и пересчеты, связанные с применением индексов. Чтобы, например, покрасить стену, нужно подготовить кучу процентовок, на что уходит целая пачка бумаги.
Особенно сложно все учесть при капитальном ремонте и реконструкции старых объектов. Скажем, когда предприятие приводило в порядок корпус Полоцкого университета (здание еще дореволюционной постройки, в нем располагался кадетский корпус), то, чтобы выровнять стены, приходилось накладывать несколько слоев штукатурки, и ее толщина в отдельных случаях достигала 10 см.
Беспокоит полоцких строителей и то, что с каждым годом сокращаются сроки выполнения работ, а это не всегда идет на пользу качеству. Ведь любая штукатурка должна «отстояться», как минимум 20 дней по ней нельзя выполнять другие операции. Но это правило не всегда удается выдерживать - наседают заказчики. Естественно, что после сдачи объекта могут появиться трещины и другие дефекты, которые приходится исправлять.
- Думаю, что в строительстве, как и в промышленности, на первый план должны выйти технологические требования, пусть даже в ущерб срокам, - считает Геннадий Михайлович. - Другими словами, строить надо так, как это делали древние мастера - на века. У нас в Полоцке таких примеров очень много, и, работая на исторических объектах, мы поражаемся тому умению и мастерству, которым владели наши предки.
Руководство ОАО «Отделочник-28» решило взять на себя функции генподрядчика. Ведь все время работать у кого-то на «подхвате» не очень привлекательно по нескольких причинам. Главная из них заключается в том, что организация всегда «привязана» к генподрядчику, а тот чаще всего не соблюдает сроков строительства, урезая время, отпущенное на отделку, что заставляет спешить, работать сверхурочно. Не всегда качественно готовятся поверхности под штукатурку, особенно кирпичная кладка.
Впервые ОАО «Отделочник-28» выступил в качестве генподрядчика при реконструкции здания полоцкого загса. А поскольку получилось неплохо, в том числе и по доходам, стали брать другие объекты. Для этого обучили рабочих смежным специальностям. Сейчас, например, предприятие полностью ведет реконструкцию здания, где будет размещаться школа олимпийского резерва. Специалисты самостоятельно выполнили здесь кирпичную кладку, соорудили довольно сложную кровлю, смонтировали окна и двери, положили полы. Ну, а финишные операции - штукатурные, малярные и облицовочные работы - работники прекрасно умели делать и раньше. А поскольку они сами отделочники, то, к примеру, кирпичную кладку выполнили предельно аккуратно, стены получились ровными. Поэтому раствора на штукатурные работы уходит меньше, что дает экономию. Такая универсальность позволяет повысить рентабельность и увеличить объемы подрядных работ: если в 2007 г. они возросли на 6,13%, то в 2008 г. - уже на 9%, такой же темп роста отмечается и в текущем году. Третий год подряд организация занимает первое место среди строительных организаций Полоцка. Еще одно важное слагаемое успеха ОАО «Отделочник-28» - забота о развитии коллектива. По словам Г. Зайцева, в одну из полоцких строительных организаций перестали брать молодежь, и через несколько лет предприятие прекратило существование.
- Мы поддерживаем тесные контакты с местным государственным профессиональным лицеем строителей, где я даже являюсь председателем попечительского совета, - говорит он. - Ежегодно в каждую бригаду берем по 2-3 выпускника, а до этого они проходят у нас практику. Квалифицированный штукатур может заработать на предприятии до 1,5 млн. руб. в месяц, и это, конечно, привлекает молодежь. А нам омоложение коллектива позволяет обрести уверенность в будущем.
Между прочим, предприятие применяет старую, еще советскую систему оплаты труда, построенную на учете коэффициента трудового участия (КТУ). Ежемесячно заседает совет трудового коллектива, где распределяется сумма премии в зависимости от вклада каждой бригады, а уже там делят эту прибавку к зарплате исходя из того, как работал тот или иной специалист. А это существенные суммы - они могут достигать 50% от той сдельной оплаты, которая положена работнику. С другой стороны, эта система помогает сгладить изъяны в расценках, которые заложены нормативами. Например, устройство стяжек требует большого напряжения сил, но заработок на этой операции невысок. В самих бригадах понимают несправедливость такого положения и исправляют ее тем, что назначают рабочим, занимавшимся этим трудом, более высокий КТУ. Это позволяет к тому же поддерживать здоровый микроклимат в коллективах.
- Надо учитывать, что на отделке применяется тяжелый ручной труд, которым занимаются в основном женщины, - замечает Геннадий Михайлович. – Думаю, что наша промышленность в долгу перед ними, поскольку предложений о механизации нашей сферы от нее не поступает. Волковысский завод строительно-отделочных машин по-прежнему выпускает устаревшие модели громоздких штукатурных станций, нет хороших отечественных агрегатов для строгания и шлифовки паркета. Поэтому износ основных средств у нас достиг 100%, и, конечно, их надо менять. Недавно мы посетили международную выставку строительной техники в Санкт-Петербурге и увидели, какие машины и инструмент применяются для отделочных работ в мире: они намного легче и удобнее в работе, чем те, которые приходится использовать нам.
Приобрести дорогие импортные механизмы не представляется возможным из-за недостатка оборотных средств, и эта проблема особенно обострилась в текущем году, когда в финансировании бюджетных объектов стали происходить сбои. Если раньше деньги выделялись точно по графику, то теперь - с большими задержками. И если эта проблема связана с финансовым кризисом, то кто, как не государство, должно в трудные времена показать пример четкого выполнения своих обязательств?! Ведь тем самым была бы оказана самая эффективная поддержка реальному сектору экономики.
ОАО «Отделочник-28»
211400, г. Полоцк, ул. Ленина, 17
Тел./факс: +375 (0214) 42-60-55, 42-41-92
E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Первый поставщик всегда в цене
- Подробности
Первый поставщик всегда в цене
Александра РУЖА
Время кризиса требует от бизнеса не просто финансовой самодостаточности, но и повышения степени социальной ответственности перед обществом - новых продуктов и идей, которые помогают решать социальные, экономические и экологические проблемы. Например, продукцию ISOVER используют во всем мире для изоляции домов более 70 лет. По словам генерального директора компании «Сен-Гобен Строительная Продукция Белрус» Елены ШИЕНОК, высокое качество этого материала подтверждено испытаниями как за рубежом, так и в Беларуси, да и выбор самих покупателей свидетельствует о том, что брэнд ISOVER - №1 в мире. Здесь придерживаются девиза «Есть задача - найдется марка», поэтому для тепло- и звукоизоляции домов потребителям предлагается максимально широкий выбор высококачественных строительных материалов с оптимальными характеристиками.
- Елена Петровна, что предлагает покупателю ваша компания?
- На отечественном рынке мы работаем с 1995 г., занимаясь продвижением теплоизоляционных материалов ISOVER. В дополнение к широкому ассортименту теплоизоляции из стекловолокна в 2008 г. на рынок начал поставляться гипсокартон RIGIPS, так что наша компания становится не просто продавцом продукта, а официальным поставщиком гипсокартонных систем.
Ассортимент продукции компании «Сен-Гобен Строительная Продукция Белрус» представлен четырьмя основными направлениями: строительная изоляция ISOVER, техническая изоляция ISOVER, акустические потолки и стеновые панели ECOPHON, гипсокартонные системы RIGIPS.
И если строительная и техническая изоляция ISOVER в особом представлении не нуждается, то об акустических потолках ECOPHON стоит поговорить. Они изготовлены из жесткой стекловолоконной плиты, благодаря чему имеют высокий коэффициент звукопоглощения, уменьшают эхо и улучшают разборчивость речи. Такие потолки незаменимы там, где предъявляются особые требования к акустике: в кинотеатрах, конференц-залах, аудиториях, студиях звукозаписи. Кроме того, акустические панели влагостойки и оптимально подходят для использования во влажных помещениях - бассейнах, фитнес-центрах. Изделия ECOPHON гипоаллергенны, нетоксичны, пожаробезопасны, эстетичны, хорошо чистится, не случайно они рекомендованы для применения в школах, детских садах и больницах, в том числе операционных.
Добавлю, что на территории Беларуси вся продукция, поставляемая компанией «Сен-Гобен Строительная Продукция Белрус» через дистрибьюторов, имеет сертификаты соответствия и удостоверения о государственной гигиенической регистрации на серийное производство.
- Сказался ли на работе предприятия кризис?
- Конечно, строительный рынок СНГ сегодня находится в упадке: начиная с последнего триместра 2008 г. наблюдается значительное снижение объемов строительства как в Беларуси, так и в России и Украине. Наступивший год стал своеобразным испытанием на прочность: покупательская способность снизилась примерно на 30% в сравнении с прошлым годом. Но спад начал ощущаться уже в середине прошлого года, поэтому нам удалось провести плавную переориентацию компании с количественных продаж на качественные. В данных условиях наивно было бы думать только об увеличении продаж, важно выработать правильные стратегию и тактику и минимизировать потери. Сделав ставку на качество предоставляемых услуг и изделий, компания в 2009 г. вывела на отечественный рынок три новых продукта: плитный утеплитель для скатной кровли «Скатная кровля» с дополнительной гидрофобизацией, легкий плитный утеплитель «Звукозащита» для увеличения звукоизоляции внутренних перегородок, а также рулонный утеплитель Classic в упаковке по 1 м3, что на 17% больше по сравнению с «бестселлером» КТ 40. Так что рулонный утеплитель Classic вполне способен стать ему заменой. В ближайшем будущем на белорусском рынке появятся новые улучшенные теплоизоляционные материалы.
Кроме того, этой осенью мы планируем провести конференцию по энергоэффективности и долговечности зданий с участием ведущих европейских и отечественных специалистов. Это будет способствовать внедрению современных технологий утепления в строительной отрасли Беларуси и информированию общественности об энергосберегающих свойствах современной теплоизоляции. Опыт проведения подобных мероприятий у нас уже имеется. В прошлые годы компания провела несколько конференций по звукоизоляции и энергопотреблению, причем всегда - совместно со специалистами из смежных областей, ведь говорить о проблемах энергоэффективности необходимо комплексно. Потребитель сегодня все больше приходит к пониманию того, что элитное жилье - это не только большие площади, но и качественные и экологически чистые материалы и современные технологии.
Отмечу, что культура строительства и потребления в нашей стране выше, нежели в других странах СНГ. Научно-техническая и проектная база позволяет нам совершить скачок к энергоэффективным домам. Тем более что, по сообщению Министерства архитектуры и строительства, к 2011 г. все новые дома в Минске должны возводиться по энергоэффективным технологиям. Компания «Сен-Гобен Строительная Продукция Белрус» готова активно участвовать в данных проектах и предлагать практические решения. Например, у нас уже есть опыт применения систем «пассивный дом» в Дании, Австрии и других странах Евросоюза.
- Концерн «Сен-Гобен» является международным. Откуда в Беларусь привозится продукция?
- В нашу страну продукция поступает из России, Финляндии, Швеции, Польши. Продажи в Беларуси осуществляются только через официальных дистрибьюторов по прямым контрактам с заводами тех стран, о которых я сказала выше.
- А как выстраиваются отношения с вашими партнерами?
- Взаимоотношения с нашими дистрибьюторами строятся на долгосрочной основе исходя из принципов взаимовыгодного сотрудничества, внимательного отношения к запросам наших партнеров, современного исполнения их заказов, проведения совместных маркетинговых мероприятий.
В нашей стране сейчас работает дистрибьюторская сеть из 25 компаний, причем их количество может изменяться. Например, с начала 2009 г. в Беларуси заключено два новых договора, еще один находится в разработке. В Калининградской области (Россия) сейчас работают 5 дистрибьюторов - так уж исторически сложилось, что белорусское представительство отвечает за развитие и этого региона.
Каждый дистрибьютор закреплен за персональным менеджером нашей компании, который контролирует бесперебойность поставок, оперативно и достоверно информирует о текущих изменениях, обеспечивает необходимыми рекламными материалами и т.д. Такая персонификация позволяет, с одной стороны, оптимизировать бизнес-процессы, а с другой - создать психологический комфорт в работе.
- К потенциальным дистрибьюторам предъявляются какие-либо требования?
- Чтобы стать официальным представителем, необходимо выполнить определенные условия. К каждому потенциальному партнеру у нас индивидуальный подход. Мы всегда рады, когда к нам обращаются: рассматриваются все обращения, и лишь потом принимаются решения.
- Такое внимание к дистрибьюторам требует большого штата?
- Отнюдь. Когда представительство только появилось на белорусском рынке, в нем трудилось всего два человека. Два года назад была зарегистрирована компания «Сен-Гобен Строительная Продукция Белрус», в которой на данный момент работают 8 сотрудников, есть отделы логистики и продаж, главный бухгалтер.
Оперативно реагировать на запросы дистрибьюторов и грамотно работать нам удается в первую очередь благодаря коллективу высококвалифицированных специалистов, которые действительно любят свою работу и ту продукцию, которую продвигают на рынке. Как правило, все они приходят в компанию «Сен-Гобен» всерьез и надолго. Кстати, я также начинала карьеру в этой компании 15 лет назад в должности торгового ассистента.
Все наши работники проходят обучение и аттестацию. Вдобавок, как стимул к дальнейшей креативной и плодотворной работе, разработана бонусная система. Мы убеждены, что у бизнеса должно быть «человеческое лицо», поскольку кадры сегодня решают очень многое, если не все.
ИООО «Сен-Гобен Строительная Продукция Белрус»
220123, г. Минск, ул. В. Хоружей, 22, офис 405, п/я 43
Тел./факс: (017) 210-18-03, -04, -05
E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
www.isover.by
Справка:
Концерн «Сен-Гобен» был основан в 1665 г. как королевская зеркальная мануфактура. Сегодня он присутствует в 59 странах мира, а коллектив насчитывает 209 тыс. сотрудников. Сектор «Сен-Гобен Строительная Продукция» - одно из крупнейших промышленных подразделений концерна; составляет более 26% в общем обороте компании; представлен несколькими направлениями: производство теплоизоляции, строительных растворов, сайдинга, гипсокартона, строительных смесей и др. У компании «Сен-Гобен» 4 крупных научно-исследовательких центра, которые расположены в Европе, Северной Америке и Азии, а также 11 исследовательских институтов и около 100 лабораторий по всему миру.